Abstract:
В современных условиях актуальной остается проблема подготовки специалистов, готовых осуществлять воспитательный процесс в образовательных учреждениях, решать разнообразные воспитательные задачи, реализовывать функционал классного руководителя.
Цель. Цель данного исследования состоит в выявлении тех затруднений, с которыми сталкиваются студенты в процессе прохождения педагогической (воспитательной) практики, выполняя функции классного руководителя.
Выборка. В эмпирическом исследовании приняли участие 95 респондентов -
студентов 3-го и 4-го курсов Казанского (Приволжского) федерального университета, обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое
образование (с двумя профилями подготовки).
Методы. Применялись такие методы исследования, как анализ, синтез, обобщение, анкетирование, качественный и количественный анализ (критерий хи-квадрат Пирсона).
Результаты. В ходе анкетирования было выявлено отношение студентов к
классному руководству, составлен рейтинг качеств, помогающих добиться значительного воспитательного эффекта на педагогической практике, а также выявлены основные проблемы, с которыми сталкиваются студенты в период прохождения воспитательной практики.
Выводы. Было установлено, что не все функции и виды деятельности классного
руководителя студентами осваиваются в процессе обучения в вузе равномерно.
Студенты достаточно быстро овладевают такими видами деятельности, как организация досуга в классе, проведение и анализ воспитательных мероприятий,
организация индивидуальной работы с учащимися класса. Различную степень
сложности испытывают студенты 3-го и 4-го курсов при реализации таких функций и видов деятельности, как изучение и диагностика личности школьника,
разработка плана воспитательной работы, выбор эффективных технологий педагогического взаимодействия, организация классного самоуправления, ведение
классной документации, работа с трудными учащимися, поддержание дисциплины. Особенно трудно дается студентам проведение родительских собраний