В статье изложено исследование уровней развития естественно-научных компетенций 15-летнего школьника. По результатам исследования представлена аналитическая оценка уровня развития естественно-научной грамотности, на основе которой диагностируется готовность школьников к общероссийскому мониторингу качества общего образования по части формирования их функциональной грамотности и выявляются группы школьников, естественно-научная грамотность которых соответствует определённым уровням развития компетенций по международной шкале.
Ставится цель обоснования влияния характерных затруднений школьников в решении жизненных задач в проблемном ключе на обеспечение их превосходства в общероссийском мониторинге качества основного общего образования. Методологической основой исследования является эмпирический метод определения уровня сформированности групп умений школьников в овладении новыми знаниями и технологиями, способствующими в решении проблемных практических задач. Школьники выполнили работу, состоящую из заданий, базирующихся на жизненных ситуациях. По полученным результатам подготовлена аналитическая оценка уровня развития их естественно-научных компетенций. На основе аналитической оценки созданы дифференцированные по уровню развития естественно-научной грамотности группы школьников. Определена стратегия по переводу школьников с низкого уровня на следующий, более высокий уровень развития естественно-научной грамотности, что в итоге обеспечит лидерство в общероссийском мониторинге качества общего образования по модели PISA.
The article presents a study of the levels of development of natural science competencies in 15-year-old school students. The research results include an analytical assessment of the level of natural science literacy, based on which the readiness of students for the all-Russian monitoring of the quality of general education in terms of the formation of their functional literacy is diagnosed. This assessment also identifies groups of students whose natural science literacy corresponds to specific levels of competency development on the international scale.
The goal is to justify the influence of the characteristic difficulties that students face when solving real-life problems on their excellence in the all-Russian monitoring of the quality of basic general education. The methodological basis of the study is the empirical method of determining the level of formation of groups of students' skills in acquiring new knowledge and technologies that contribute to solving practical problems. Students completed a task set based on real-life situations. An analytical assessment of the level of development of their natural science competencies was prepared based on the results obtained. Differentiated groups of students were created based on this analytical assessment, taking into account the level of development of their natural science literacy. A strategy for moving students from a low level to the next, higher level of natural science literacy development was determined, ultimately ensuring leadership in the all-Russian monitoring of the quality of general education according to the PISA model.