Проблема исследования. Современные запросы рынка труда предъявляют новые требования к подготовке квалифицированных специалистов в системе высшего образования. Президент Российской Федерации В. В. Путин в послании Федеральному Собранию в 2020 году уделил особое внимание проблемам образования и предложил новую модель бакалавриата 2+2 (2+3), обеспечивающую студентам возможность конструировать индивидуальную траекторию обучения и изменять ее в интересах своих образовательных и профессиональных амбиций. Обозначенная модель уже используется в университетах Европы, США, Китая, Японии и некоторых российских вузах (НИУ ВШЭ, ТюмГУ, МАГУ). Основу модели составляет системно-модульный образовательный процесс, структурирующий образовательную программу и дифференцирующий ее путем выделения модулей как функциональных единиц, соотнесенных с универсальными и общепрофессиональными компетенциями. Проектирование и реализация образовательного процесса по программе "2+2" позволяет студентам осознанно подойти к выбору направления и профиля профессиональной подготовки, определяющему в перспективе вектор дальнейшего профессионального становления и развития. Цель исследования: осуществить анализ опыта реализации образовательных программ бакалавриата по модели "2+2", обеспечивающей студентам построение индивидуальной образовательной траектории и осознанный выбор новых направлений и профилей подготовки. В статье исследуется опыт Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета. Методы исследования: теоретические методы, среди которых теоретический анализ предмета исследования; анализ нормативно-правовых документов; рефлексивно-системный анализ организации профессиональной подготовки бакалавра в педагогическом вузе; пилотная апробация интеграции модели "2+2",, обеспечивающей возможность построения и реализации гибкой образовательной траектории студентов, в образовательные программы Университета. Выводы и рекомендации: результаты исследования могут быть использованы при проектировании и реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования, реализуемых в образовательном процессе педагогического вуза.
The problem of the research. Modern labor market's demands bring about new requirements for the training of qualified specialists at the higher education stage. In 2020, in his Address to the Federal Assembly, the President of Russia Vladimir Putin paid special attention to the problems of education and proposed a new "2+2 (2+3)" bachelor's degree training model which provides opportunity to flexibly change the learning trajectory. A similar system has already been used in universities in Europe, the USA, China, and Japan. Elements of this educational trajectory are also used in some Russian universities (HSE, UTMN, MASU). The new model allows students to independently compose a training program based on their interests and needs. The basis for the implementation of the "2+2" model is the system-modular organization of educational process, which structures an educational program differentiating it by allocating modules as functional units correlated with transferable skills and general professional competencies. The proposed system of the new model enables one to carefully approach the issue of vocational training and make an informed choice, which will subsequently facilitate graduates' employment. The purpose of the study: to analyze the experience of implementing the "2+2" organizational model which provides undergraduate students with the opportunity to have an individual educational trajectory and to make conscious choice of new educational fields and program specializations. The article examines the experience of the Institute of Pedagogy and Psychology of Education of the Moscow City University. Research methods: theoretical methods, including theoretical analysis of the subject of research; analysis of regulatory documents; reflexive and systematic analysis of bachelor's professional training organization in a pedagogical university; pilot testing of integrating the model, which provides the possibility to change the undergraduate students' educational trajectory in the learning process, into the educational programs of the University. Conclusions and recommendations: the results of the study can be used in the development of the main professional educational programs of higher education which are to be implemented in the educational process of a pedagogical university.