Abstract:
Актуальность работы обусловлена значимостью когнитивного развития ребенка в период дошкольного детства и важностью учета условий, которые оказывают влияние (в данном случае) на развитие билингвизма. В статье представлен обзор исследований, посвященных влиянию билингвизма на когнитивное развитие и академическую успешность детей дошкольного возраста, взаимосвязи обучения на двух языках и развития регуляторных функций. Особое внимание уделено исследованиям в области связи регуляторных функций у билингвальных детей по сравнению с моноязычными, что позволяет оценить разницу в развитии регуляторных функций у дошкольников-билингвов и их одноязычных сверстников. Проанализированы международные базы научного цитирования, выделены публикации с имеющимися исследованиями когнитивного развития ребенка в ситуации билингвизма. Результаты анализа представлены в виде ключевых кластеров с использованием среды VOSviewer. Описаны и сопоставлены данные российских и зарубежных исследований, подтверждающих неоднозначность взаимосвязей моно- и билингвальности детей с когнитивным развитием. На основе результатов исследований, проведенных в дошкольных учреждениях Республики Татарстан, сделан вывод, что двуязычие положительно влияет на когнитивные способности ребенка, если учитываются антропология языковой личности (типы двуязычия), а также поликультурные условия языковой интерференции и транспозиции.