В данной статье представлены результаты сравнительного анализа программ внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности для учащихся младшего школьного возраста. Показана роль образования и внеурочной деятельности в творческом саморазвитии личности школьника. Основанием для сравнения программ послужили: содержание, методы обучения и особенности умственной деятельности учащихся, на которую опирается программа. Несмотря на отличия в содержании и методах обучения, активизацию разных умственных операций, анализируемые программы основываются на представлении о дивергентном мышлении. Все программы, кроме решения задач художественного воспитания, развивают интеллектуально-творческий потенциал учащихся, предоставляя каждому ребенку широкие возможности для самореализации и самовыражения, раскрытия способностей, проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
This paper presents the results of a comparative analysis of afterschool activities of artistic and aesthetic orientation for primary school students. It is demonstrated the role of education in the creative development. The basis for comparing the programs was: the content, teaching methods and features of the mental activity of students. Despite differences in the content and methods of training, activation of thinking mental strategies, the analyzed programs are based on divergent thinking. All programs are aimed to artistic development of children, to improving the intellectual and creative potential of students, to providing each child with ample opportunities for self-realization.