Аннотации:
В статье рассматривается роль семьи среди факторов становления профессиональной идентичности, феноменологически проявляющейся в профессиональном выборе. Через ретроспективные воспоминания своего
профессионального становления субъектами третьей ступени высшего профессионального образования характеризуются способы участия семьи в первичном профессиональном самоопределении. Исследование сочетает
качественные и количественные методы и осуществлено на выборке аспирантов Казанского университета
(n=101). Для сбора материала использовались авторская анкета и эссе "Рефлексия своего профессионального
становления". Оказалось, что, несмотря на многочисленные изменения в жизни современного человека, семья
по-прежнему существенно влияет на формирование первичной направленности личности и на процесс принятия решения о профессии. Эта предикция также сочетается с действием других факторов, и в первую очередь с
внутренними интересами самого человека. Отмечена роль детских впечатлений в становлении профессиональной эгоидентичности, а также важность роли "отца / деда" в этом процессе для мужчины. Среди способов участия старшего поколения в профессиональном выборе выделяются поддержка, вовлеченность и менторство.
В статье показаны ограничения опросных методов в анализе факторов профессионального становления в сравнении с нарративными подходами