Abstract:
Вопрос о языковых способностях является недостаточно изученным, несмотря на его актуальность в психологии и педагогике. Выявление языковых способностей - это многогранный процесс, который можно рассматривать с позиции раскрытия данных способностей, с позиции определения речевых процессов, а также и с позиции определения психических состояний. В современных условиях обновления всех сфер образовательной деятельности и формирования личностно-ориентированного подхода в учебном процессе психические состояния у учащихся и их роль в обучении становятся предметом внимания многих психологов и предопределяет широкое поле для изучения. Анализ психологических исследований показывает, что отрицательные психические состояния в период обучения в университете, сопровождается неуверенностью, которая блокирует языковую деятельность в процессе профессиональной подготовки студентов филологов (Прохоров, Чернов, 2022).
Таким образом, особую значимость приобретает взаимосвязь развития уровня языковых способностей и психических состояний, поскольку самореализация обучающихся рассматривается в качестве стратегической задачи в современной системе образования. Цель нашего исследования - выявить уровни языковых способностей у студентов филологов в их взаимосвязи с психическими состояниями.
Методы исследования: теоретические (анализ; синтез; конкретизация; обобщение); диагностические (анкетирование; тестирование); методы статистического анализа, интерпретация эмпирических данных. Выводы. Зафиксировано, что существуют значимые взаимосвязи показателя языковых способностей методики З.Хорста со шкалами фрустрации, тревожности и ригидности методики Г.Айзенка "Самооценка психических состояний". По критерию Крускала-Уоллиса по 3 уровням языковых способностей методики З.Хорста установлено, что значимо меняется только уровень ригидности методики Г.Айзенка "Самооценка психических состояний".