Abstract:
Рассматривается проблема конвергенции рабочей памяти различной модальности младших школьников-билингвов и монолингвов. Целью исследования является определение связей компонентов слухоречевой и зрительно-пространственной рабочей памяти у билингвов и монолингвов младшего школьного возраста. В исследовании приняли участие 150 первоклассников в возрасте от 7 до 8,4 лет (М=7,7, SD=0,39), из них 75 детей со сбалансированным билингвизмом из национальной гимназии и 75 монолингвов из общеобразовательной школы г. Ижевска Удмуртской республики. В исследовании были использованы нейропсихологические методики: запоминание двух групп по три слова (слухоречевая память), запоминание трудновербализуемых фигур (зрительно-пространственная память). Математико-статистический анализ включал метод ранговой корреляции Спирмена. Результаты исследования показывают интеграцию компонентов слухоречевой рабочей памяти билингвов и интеграцию показателей зрительно-пространственной памяти у монолингвов. Если у билингвов количество ошибок программирования и контроля психической деятельности связано с продуктивностью воспроизведения слухоречевых стимулов, то у монолингвов с продуктивностью воспроизведения зрительных стимулов. К тому же в группе сбалансированных билингвов выявлена конвергенция показателей слухоречевой и зрительно-пространственной памяти.