Аннотации:
Исследование посвящено изучению эффективности обучения сотрудников правоохранительных органов навыкам управления собственным психическим состоянием и отдельными психическими процессами в осложнённых условиях деятельности с точки зрения снижения уровня дистресса. Исследование построено по экспериментальной схеме с тремя диагностическими срезами: при поступлении на подготовку, перед отправкой в зону действий, после командировки. В ходе работы было задействовано 96 сотрудников правоохранительных органов, разделённых на контрольную (49 человек) и экспериментальную (47 человек) выборки. Диагностика осуществлялась с использованием следующих методик "Диагностика ситуативной и личностной тревожности" Ч.Д. Спилбергер, В.Л. Бойко), "Диагностика эмоционального выгорания" (В.В. Бойко) и "Методика оценки адаптационных способностей (МОАС)" (И.В.Соловьёв). Воздействие на экспериментальную группу состояло в дополнении стандартной психологической подготовки к деятельности в опасных условиях расширенным курсом в составе упражнений на выработку навыков самоуправления психическим состоянием, вербальной коммуникации в условиях дефицита времени и прогнозирования действий соперника в игровой ситуации. Статистическая обработка осуществлялась с применением пакета SPSS 23.0, она включала вычисление описательных статистик (в частности, средних значений) и корреляционный анализ, а также расчёт d-Коэна в целях оценки эффекта от применённого экспериментального воздействия. Анализ средних значений обнаружил различие в динамике исследуемых показателей в контрольной и экспериментальной группах. Сравнение корреляционных структур показало, что в экспериментальной группе, в отличие от контрольной, связанный симптомокомплекс Пост- травматического стрессового расстройства (ПТСР) не возникает. Полученные результаты позволяют сделать вывод о положительном влиянии расширенной психологической подготовки на устойчивость психики военнослужащих к профессиональному стрессу в условиях боевых действий.