Аннотации:
Поведение человека всегда соотносится с его представлениями о самом себе (образ "Я") и о том, каким он должен или хотел бы быть. Изучение свойств самосознания и влияния на развитие самосознания остаются актуальной областью для изучения. Младший школьный возраст - это возраст существенных изменений в самосознании ребенка. На этом возрастном этапе школьник начинает по-другому воспринимать свое "Я".
Нами проведен формирующий эксперимент развития самосознания младших школьников методами арт-терапии. Для выявления различий в проявлении разных элементов самосознания "до" и "после" были использованы методики: методика "Лесенка", шкала самоуважения, методика исследования межличностных отношений, опросник "Мой класс".
Выборка составила 50 младших школьников в возрасте 9-10 лет, которая произвольно была разделена на контрольную и экспериментальную группы. Результаты формирующего эксперимента показали, что есть достоверные отличия в экспериментальной группе по показателям, соответственно, проведенный психологический тренинг, с элементами арт-терапии, по развитию самосознания у младших школьников оказался действенным и эффективным.