Обучение навыкам чтения является одной из основных задач для специалиста, работающего с детьми дошкольного возраста, имеющими особенности в развитии. Наиболее актуальными данные навыки становятся ближе к моменту определения образовательного маршрута ребенка, но в некоторых случаях они могут послужить хорошей базой для создания эффективной коммуникации ребенка в более раннем возрасте. Цель исследования: оценка эффективности применения методов прикладного анализа поведения для обучения навыкам чтения дошкольников с РАС и другими особенностями развития. Методы исследования: теоретические - анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические - определение уровня навыков детей с помощью Программы оценки навыков речи и социального взаимодействия для детей с аутизмом и другими нарушениями (VB-MAPP), обучение детей с использованием методов DTT и Shaping, статистические - качественный и количественный анализ результатов исследования, многофоновый дизайн для представления данных по одному из испытуемых и гистограмма для отображения данных по всем участникам исследования. Исследование проводилось с участием 20 детей, имеющих различные особенности в развитии, и было нацелено на определение эффективности применения методов прикладного анализа поведения для обучения навыкам чтения. Выводы и рекомендации. На основании полученных результатов мы можем сделать вывод, что применение методов прикладного анализа поведения для обучения навыкам чтения дошкольников с РАС и другими особенностями развития является эффективным. Перед началом обучения ребенок должен обладать определенными навыками сотрудничества, сортировки и имитации. Обучение навыкам чтения может в некоторых случаях увеличивать вероятность появления вокальной речи ребенка.
Teaching reading skills is one of the main tasks for a specialist working with preschool children with developmental disabilities. These skills become most relevant closer to the moment of determining the educational route of the child, but in some cases these skills can serve as a good basis for creating effective communication of the child at an earlier age. The purpose of the research: to evaluate the effectiveness of the application of methods of applied behavior analysis for teaching how to read to preschoolers with ASD and other developmental features. Research methods: theoretical - analysis of psychological and pedagogical literature on the research problem; empirical - determining the level of children's skills using the Speech and Social Interaction Assessment Program for Children with Autism and Other Disabilities (VB-MAPP), teaching children using DTT and Shaping methods; statistical - qualitative and quantitative analysis of research results, a multiple baseline across behaviors design for presenting data on one of the subjects and a histogram for displaying data on all study participants. The study was conducted with the participation of 20 children with various developmental characteristics, and was aimed at determining the effectiveness of the application of methods of applied behavior analysis for teaching reading skills. Discussion and conclusions. Based on the results obtained, we can conclude that the use of applied behavior analysis methods for teaching reading skills to preschoolers with ASD and other developmental features is effective. Before starting the training, the child must have certain skills of cooperation, sorting and imitation. Learning reading skills may in some cases increase the likelihood of a child's vocal speech.