Электронный архив

ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ ЧТЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАС И ДРУГИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ ПРИКЛАДНОГО АНАЛИЗА ПОВЕДЕНИЯ

Показать сокращенную информацию

dc.contributor Казанский (Приволжский) федеральный университет
dc.contributor.author Михеев К.М. ru_RU
dc.date.accessioned 2024-04-12T09:48:27Z
dc.date.available 2024-04-12T09:48:27Z
dc.date.issued 2023
dc.identifier.uri https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/183453
dc.description.abstract Обучение навыкам чтения является одной из основных задач для специалиста, работающего с детьми дошкольного возраста, имеющими особенности в развитии. Наиболее актуальными данные навыки становятся ближе к моменту определения образовательного маршрута ребенка, но в некоторых случаях они могут послужить хорошей базой для создания эффективной коммуникации ребенка в более раннем возрасте. Цель исследования: оценка эффективности применения методов прикладного анализа поведения для обучения навыкам чтения дошкольников с РАС и другими особенностями развития. Методы исследования: теоретические - анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические - определение уровня навыков детей с помощью Программы оценки навыков речи и социального взаимодействия для детей с аутизмом и другими нарушениями (VB-MAPP), обучение детей с использованием методов DTT и Shaping, статистические - качественный и количественный анализ результатов исследования, многофоновый дизайн для представления данных по одному из испытуемых и гистограмма для отображения данных по всем участникам исследования. Исследование проводилось с участием 20 детей, имеющих различные особенности в развитии, и было нацелено на определение эффективности применения методов прикладного анализа поведения для обучения навыкам чтения. Выводы и рекомендации. На основании полученных результатов мы можем сделать вывод, что применение методов прикладного анализа поведения для обучения навыкам чтения дошкольников с РАС и другими особенностями развития является эффективным. Перед началом обучения ребенок должен обладать определенными навыками сотрудничества, сортировки и имитации. Обучение навыкам чтения может в некоторых случаях увеличивать вероятность появления вокальной речи ребенка. ru_RU
dc.description.abstract Teaching reading skills is one of the main tasks for a specialist working with preschool children with developmental disabilities. These skills become most relevant closer to the moment of determining the educational route of the child, but in some cases these skills can serve as a good basis for creating effective communication of the child at an earlier age. The purpose of the research: to evaluate the effectiveness of the application of methods of applied behavior analysis for teaching how to read to preschoolers with ASD and other developmental features. Research methods: theoretical - analysis of psychological and pedagogical literature on the research problem; empirical - determining the level of children's skills using the Speech and Social Interaction Assessment Program for Children with Autism and Other Disabilities (VB-MAPP), teaching children using DTT and Shaping methods; statistical - qualitative and quantitative analysis of research results, a multiple baseline across behaviors design for presenting data on one of the subjects and a histogram for displaying data on all study participants. The study was conducted with the participation of 20 children with various developmental characteristics, and was aimed at determining the effectiveness of the application of methods of applied behavior analysis for teaching reading skills. Discussion and conclusions. Based on the results obtained, we can conclude that the use of applied behavior analysis methods for teaching reading skills to preschoolers with ASD and other developmental features is effective. Before starting the training, the child must have certain skills of cooperation, sorting and imitation. Learning reading skills may in some cases increase the likelihood of a child's vocal speech. en_US
dc.relation.ispartofseries КАЧЕСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ВЫЗОВОВ ru_RU
dc.subject прикладной анализ поведения ru_RU
dc.subject навыки чтения ru_RU
dc.subject аутизм ru_RU
dc.subject обучение отдельными блоками ru_RU
dc.subject формирование реакции ru_RU
dc.subject applied behavior analysis en_US
dc.subject reading skills en_US
dc.subject autism en_US
dc.subject learning in separate blocks en_US
dc.subject reaction formation en_US
dc.title ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ ЧТЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАС И ДРУГИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ ПРИКЛАДНОГО АНАЛИЗА ПОВЕДЕНИЯ ru_RU
dc.title.alternative TEACHING READING SKILLS TO PRESCHOOLERS WITH ASD AND OTHER DEVELOPMENTAL DISABILITIES USING METHODS OF APPLIED BEHAVIOR ANALYSIS en_US
dc.type article
dc.identifier.udk 376.42
dc.description.pages 317-324


Файлы в этом документе

Данный элемент включен в следующие коллекции

Показать сокращенную информацию

Поиск в электронном архиве


Расширенный поиск

Просмотр

Моя учетная запись

Статистика