Проблема исследования: приоритетная цель современной школы - создание для обучающихся комфортной социальной и образовательной среды, способствующей эффективной реализации трех основных задач образования: обучения, воспитания, развития. Ведущей деятельностью подросткового возраста является социализация, но в то же время повышение подростковой тревожности и конфликтности препятствует гармоничному развитию детей в данном возрасте [3, 6]. Тема является достаточно актуальной и рассматривается не первое десятилетие такими учеными, как Х. Ремшмидт, А.М. Прихожан, В.М. Астапов, Д.И. Фельдштейн, К. Хорни и др. Целью исследования является разработка рекомендаций по улучшению психологического климата и комфортности образовательной среды на основе проведения диагностики тревожности и конфликтности у подростков. В ходе исследования использовались количественные методы исследования, а именно: тест 'Оценка уровня конфликтности' [7] и Шкала самооценки уровня тревожности Спилберга - Ханина.
Research problem: the priority goal of a modern school is to create a comfortable social and educational environment for students, contributing to the effective implementation of the three main objectives of education: training, upbringing, development. The leading activity of teenagers is socialization, but at the same time, an increase in adolescent anxiety and conflict prevents the harmonious development of children at this age. The topic is quite relevant and has been considered for decades by such scientists as H. Remschmidt, A.M. Parishioners, V.M. Astapov, D.I. Feldstein, K. Horney and others. The research aim is to develop recommendations for improving the psychological climate and the comfort of the educational environment based on the diagnosis of anxiety and conflict in adolescents. In the course of the study, quantitative research methods were used, namely test 'Assessment of the level of conflict' [7] and The Spielberg - Khanin anxiety level self-assessment scale.