К социальной практике вандализма как высказывания, призыва, протеста, прибегают наиболее часто оппозиционно настроенные слои населения, представители субкультурных образований, а вандальные тексты обладают высоким воздействующим потенциалом мягкого влияния на установки, а впоследствии и на поведение человека. Целью данного исследования выступает изучение когнитивных механизмов реализации воздействующего потенциала вандализма как soft power технологии, позволяющей управлять общественными настроениями, формировать интенции поведенческих паттернов и фильтров восприятия объектов, событий, людей. Методы: исследование было проведено с применением технологии айтрекинга в рамках лабораторного эксперимента. С помощью стационарного айтрекера определены ключевые вербально-иконические компоненты вандальных текстов, привлекающие особое внимание респондентов, особенности их запоминания и восприятия. Результаты: проведение исследований на айтрекере позволило выявить гендерные отличия в восприятии стимульного материала для респондентов юношеского возраста (7 юношей и 6 девушек 18-29 лет). В результате были обнаружены специфические зоны внимания и 'слепые' зоны в восприятии вандальных текстов с учетом фактора пола категории респондентов. Также выявлены типы вандальных текстов, обладающие наибольшим воздействующим потенциалом (как запоминающиеся, легко узнаваемые при повторном предъявлении и воспроизводимые, вызывающие амбивалентный эмоциональный отклик у респондентов).
The social practice of vandalism as a message, appeal, protest is resorted to by the most opposition-minded segments of the population, representatives of subcultural formations, and vandal texts have a high impact potential of soft influence on attitudes, and, subsequently, on human behavior. The purpose of this study is to examine the cognitive mechanisms of the realization influencing potential of vandalism as a soft power technology that allows control public sentiment, form intentions of behavioral patterns and perception filters of objects, events and people. Methods: the study conducted using eye-tracking technology as part of a laboratory experiment. Using a stationary eye-tracker the key verbal-iconic components of the vandal texts were identified which attracted the special attention of the respondents, the features of their memorization and perception. Results: conducting studies on an eye-tracker revealed gender differences in the perception of stimulus material for respondents of youth (7 males and 6 females aged 18-29). As a result, specific attention zones and "blind" zones were found in the perception of vandal texts, taking into account the factor of gender category of respondents. The types of vandal texts with the greatest impact potential (as memorable, easily recognizable upon repeated presentation and reproducible, causing an ambivalent emotional reaction in respondents) were identified.