В статье описан анализ различных программ профилактики употребления психоактивных веществ несовершеннолетними обучающимися. Данная проблема особенно актуальна в XXI в.: молодежь на сегодняшний день активно увлечена в употребление психоактивных веществ, что подтверждает наше исследование, проведенное в 2022 г. Государство и общество заинтересованы в уменьшении процента молодежи, вовлеченной в употребление психоактивных веществ (ПАВ), что указано в концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде, утвержденной на период до 2025 г. Целью данного исследования стало обоснование необходимости использования модульного принципа при разработке программ профилактики употребления психоактивных веществ. Исследование включает анализ 25 программ профилактики употребления психоактивных веществ, находящихся в открытом доступе. Программы, включенные в анализ, подготовлены и реализованы в 16 субъектах Российской Федерации. Обработка данных осуществлялась с помощью аналитического метода и метода экспертной оценки. В результате было выявлено, что подавляющее большинство программ профилактики не имеют четкой структуры и единого принципа построения и реализации, предназначены только для конкретного учебного заведения или возраста обучающихся. Несоблюдение модульного принципа построения программы приводит к отсутствию гибкости временных и кадровых ресурсов, что осложняет работу специалистов. Результаты данного исследования будут использованы в рамках создания модульной программы и проведения ее пилотной апробации в субъектах Российской Федерации.
The article describes the analysis of various programs to prevent the use of psychoactive substances by underage students. This problem is especially relevant in the 21st century: young people today are actively involved in the use of psychoactive substances, which is confirmed by our 2022 study. The state and society are interested in reducing the percentage of young people involved in substance use, which is stated in the concept of substance use prevention in the educational environment approved for the period until 2025. The aim of this study was to substantiate the necessity of using the modular principle when developing substance use prevention programs. The study includes an analysis of 25 publicly available substance use prevention programs. The programs included in the analysis were prepared and implemented in 16 regions of the Russian Federation. Data were processed using analytical method and the method of expert evaluation. As a result, it was revealed that the vast majority of prevention programs do not have a clear structure and a unified principle of construction and implementation, designed only for a particular educational institution or age of students. Failure to comply with the modular principle of building the program leads to a lack of flexibility of time and staff resources, which complicates the work of specialists. The results of this study will be used to create a modular program and conduct its pilot testing in the regions of the Russian Federation.