Актуальность проблемы выработки академической политики как единого ценностного, концептуального, инструментального и институционального основания развития системы педагогического образования определяется совокупностью действующих факторов: выход Российской Федерации из Болонского процесса и заявленная трансформация системы высшего образования; неразрешенность множества проблем научно-методологического обоснования педагогического образования в современном мире; регионализация подготовки педагогических кадров и др. Целью исследования является разработка концепции 'академической политики в сфере педагогического образования', обеспечивающей исторический анализ ценностей и приоритетов высшего образования вообще и педагогического образования в частности, методологию анализа актуальных процессов в системах подготовки педагогических кадров, инструментарий стратегического проектирования систем подготовки педагогических кадров. Опираясь на совокупность социально-гуманитарных парадигм и методологий XX в., предлагаются пять основных направлений разработки аппарата академической политики в сфере педагогического образования. В их числе: концептуализация академической политики в контексте философско-образовательных традиций; выявление категориальной и ценностной инфраструктуры академической политики; факторы и условий выбора приоритетов академической политики; инструментарий академической политики; система оценки/экспертизы качества педагогического образования.
The relevance of the problem of developing academic policy as a single value, conceptual, instrumental and institutional basis for the development of the system of teacher education is determined by a combination of acting factors: the withdrawal of the Russian Federation from the Bologna process and the declared transformation of the higher education system; unresolved set of problems of scientific and methodological substantiation of pedagogical education in the modern world; regionalization of teacher training, etc. The aim of the study is to develop the concept of 'academic policy in the field of teacher education', which provides a historical analysis of the values and priorities of higher education in general, and teacher education, in particular, a methodology for analyzing current processes in teacher training systems, a toolkit of strategic designing systems for training teachers. Based on a set of socio-humanitarian paradigms and methodologies of the 20th century, five main directions for the development of an apparatus of academic policy in the field of teacher education are proposed. Among them: the conceptualization of academic policy in the context of philosophical and educational traditions; identification of the categorical and value infrastructure of academic policy; factors and conditions for choosing academic policy priorities; academic policy tools; system of evaluation/examination of the quality of teacher education.