В статье раскрываются ведущие направления дутарной исполнительской традиции в Туркменистане. Центром дутарного исполнительства является Ахалский регион, характеризующийся определенной исполнительской техникой, музыкально-выразительными средствами, а также своеобразным репертуаром, включающим в себя разножанровые инструментальные произведения и дутарные циклы ("Мукамлар", "Гырклар", "Салтыклар"). Исполнительские особенности Ахалской школы рассматриваются на примере ведущих исполнителей - Мыллы Тачмурадова и Пурли Сарыева. Будучи воспитанниками одного учителя, данные дутаристы освоили единый репертуар, однако их подход к интерпретации и сохранению дутарного наследия глубоко отличен. Осуществленный сравнительный анализ исполнительского репертуара Мыллы Тачмурадова и Пурли Сарыева позволил раскрыть индивидуальные особенности трактовки народных сазов, а также выявить традиционные методы сохранения и передачи изустного наследия туркменского дутарного исполнительства.
The article reveals the leading directions of the dutar performing tradition in Turkmenistan. The center of dutar performance is the Akhal region, which is characterized by a certain performing technique, musical and expressive means, as well as a unique repertoire that includes instrumental works of different genres and dutar cycles ("Mukamlar", "Gyrklar", "Saltyklar"). The performing features of the Akhal school are considered on the example of the leading performers - Mylly Tachmuradov and Purli Sariyev. Being pupils of the same teacher, these dutarists have mastered a single repertoire, but their approach to interpreting and preserving the dutar heritage is profoundly different. The carried out comparative analysis of the performing repertoire of Mylly Tachmuradov and Purli Sariyev made it possible to reveal the individual features of the interpretation of folk sazs, as well as to identify traditional methods of preserving and transmitting the oral heritage of the Turkmen dutar performance.