Проблема исследования. Динамизмом современного образования обусловлена необходимость переключения внимания с образовательных целей на процессы работы со знаниями самих обучающихся. В дошкольном образовании это деятельность по развитию познания, при выполнении которой ребенок сталкивается со знаниями и работает с ними [3, 5]. В исследованиях Л.С. Выготского [1], О.В. Дыбиной [2], А.И. Савенкова [4] отмечается, что специфика развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста должна быть отражена в формах и методах работы воспитателя по развитию этого вида деятельности. Значимой формой организации познавательной деятельности в детском саду является когнитивное занятие [7]. А методы работы основаны на формировании способности ребенка принимать или самостоятельно конструировать образовательную задачу и решать ее [6]. При этом анализ психолого-педагогических источников и опыта работы дошкольных образовательных организаций свидетельствует о том, что существует потребность в выделении требований к формулировке образовательных задач для дошкольников - требований, позволяющих для программ дошкольного образования конструировать учебные задания, направленные на развитие познания ребенка как в сотрудничестве со взрослым, так и самостоятельно.
Исходя из вышеуказанного, цель исследования - выявление и экспериментальная проверка требований к формулировке учебных заданий для программ дошкольного образования, направленных на развитие познания ребенка. Методы исследования: теоретические методы, в том числе анализ, сравнение и обобщение подходов к учебным заданиям дошкольного и школьного образования; изучение и обобщение педагогического опыта; эмпирические методы: экспертные оценки, анализ коэффициента уровня познавательного развития ребенка. В исследовании приняли участие 56 воспитанников дошкольных образовательных организаций. Выводы и рекомендации. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о возможностях использования требований к формулировке учебных задний в программах дошкольного образования для развития познания ребенка. Учебные задания должны соответствовать трем типам учебных заданий (задания, которые ребенок может решить самостоятельно; задания, которые доступны для решения под руководством или с помощью взрослого; задания, которые ребенок пока не способен выполнить) и должны в своей формулировке содержать ориентировку на действие (слова-действия). Например, для первого типа учебных заданий характерны следующие слова-действия: распределить, классифицировать, упорядочить, разделить. Учащимся могут быть предложены учебные задания из темы "Части суток": "Раздели представленные иллюстрации на две группы, определи, по какому признаку происходит деление. Определи, когда это бывает, и соедини изображения при помощи стрелок: луна - то, что происходит ночью, солнце - то, что происходит днем. Объясни свой ответ".
Обозначенные требования и предложенные формулировки учебных заданий могут быть полезны педагогам дошкольного и дополнительного образования, которые решают задачи по познавательному развитию дошкольников. В дальнейшем исследовании мы планируем разработать конструктор формулировок учебных заданий, направленных на развитие познания дошкольников, а также рассмотреть классификацию учебных заданий и их качественную характеристику в зависимости от уровня сложности.
Research problem. The dynamism of modern education determines the need to shift attention from educational goals to the processes of working with the very knowledge of the students. In preschool education, this is a work for the development of cognition, during which the child encounters knowledge and works with it (From birth to school, 2019; Poddyakov, Nikolaeva, Paramonova et al., 1988). In the studies of L.S. Vygotsky (Vygotsky, 1935), O.V. Dybina (Dybina, 2002), A.I. Savenkov (Savenkov, 2002), they noted that the specifics of the development of cognitive activity of preschool children should be reflected in the forms and methods of the educator's work on the development of this type of activity. A significant form of organizing cognitive activity in kindergarten is a cognitive lesson (Utemov, Yaroslavtseva, Gorev, 2022). And the methods of work are based on the formation of the child's ability to accept or independently design an educational task and solve it (Utemov, Bashlacheva, 2022). At the same time, the analysis of psychological and pedagogical sources and the work experience of preschool educational organizations shows that there is a need to identify requirements for the formulation of learning tasks for preschoolers - the requirements that make it possible to design learning tasks for preschool education programs aimed at developing the child's cognition both in cooperation with an adult and independently.
Based on the above, the purpose of the study is to identify and experimentally verify the requirements for the formulation of learning tasks for preschool education programs aimed at developing the child's cognition. Research methods: theoretical methods, including analysis, comparison and generalization of approaches to the learning tasks of preschool and school education; study and generalization of pedagogical experience; empirical methods: expert assessments, analysis of the coefficient of the child's cognitive development level. The study involved 56 students of preschool educational organizations. Conclusions and recommendations. The conducted study allows us to draw a conclusion about the potentials of using the requirements for the formulation of learning tasks in preschool education programs for the development of the child's cognition. Learning tasks should correspond to the following three types (tasks that the child can solve him/herself; tasks that can be solved under the guidance or with the help of an adult; tasks that the child is not yet able to solve) and should contain in their formulation a directive for action (words-actions). For example, the following words-actions are typical for the first type of learning tasks: distribute, classify, arrange, divide. Students can be offered learning tasks from the topic "Parts of the Day": "Divide the illustrations presented into two groups, determine the criterion for the division occurs. Determine when this happens and connect the pictures with arrows: the moon is what happens at night, the sun is what happens during the day. Explain your answer".
The indicated requirements and the proposed formulations of learning tasks can be useful for preschool and additional education teachers who solve problems of the cognitive development of preschoolers. We plan to work out a constructor for the formulation of learning tasks aimed at developing the cognition of preschoolers, as well as consider the classification of learning tasks and their qualitative characteristics depending on the level of complexity in our further research.