Литература каждого народа рождается, формируется и развивается вместе с историей этого народа. Известный факт, что по различным причинам в течение многих лет ранний период тюркоязычной литературы не получил должного изучения и не рассматривался как единая система литературного процесса. В настоящее время накопленные научные знания позволяют утверждать, что культура и история казахского и татарского народов имеет общие корни, которые уходят в глубокую древность, когда оба братских народа были связаны тюркской общностью. В период расцвета Золотой Орды не было понятия национальности и именно в это время казахи и татары были одним народом. Этот период характеризуется и общностью языка. Все это отразилось на развитии литературы и культуры обоих народов, имеющих много общего. Исходя из вышеуказанного, целью исследования является: осуществить анализ доступных литературных источников казахского и татарского народов, которые позволят определить общность генезиса литературного процесса; обосновать необходимость сопоставительного изучения культур обоих народов как общего исторического корня их зарождения и развития; выявить общие закономерности развития литературы братских народов, а также наметить перспективы дальнейшего изучения проблем литературного творчества. Методы исследования: теоретические методы, среди которых приоритетным является анализ литературных памятников казахского и татарского народов; метод сравнения культурологических материалов, позволяющий сопоставить доступные литературные источники. Выводы и рекомендации. Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что культуры казахского и татарского народов строятся на общности языка, истории, фольклора, литературы тюркских народов, живших в постзолотоордынских государствах и имевших тесные контакты в едином культурном пространстве. Данная тема имеет перспективы для дальнейшего изучения в рамках истории, педагогики, языка, этнографии, фольклора и литературы. Результаты исследования могут быть использованы в рамках спецкурсов по изучению истории педагогических знаний, а также при реализации сопоставительных исследований в области педагогической науки.
The literature of each nation is born, formed and develops together with the history of this nation. It is a well-known fact that, for various reasons, for many years the early period of Turkic literature did not receive proper study and was not considered as a unified system of the literary process. Currently, the accumulated scientific knowledge allows us to assert that the culture and history of the Kazakh and Tatar peoples have common roots that go back to ancient times, when both fraternal peoples were connected by the Turkic community. During the heyday of the Golden Horde, there was no concept of nationality and it was during this period that Kazakhs and Tatars were one people. This period is also characterized by the commonality of the language. All this has affected the development of literature and culture of both peoples, which have much in common. Based on the above, the purpose of the study is: to analyze the available literary sources of the Kazakh and Tatar peoples, which will determine the common genesis of the literary process; to justify the need for a comparative study of the culture of both peoples as a common historical root of origin and development; to identify the general patterns of the development of literature of fraternal peoples, as well as to outline the prospects for further study of the problems of literary creativity. Research methods: theoretical methods, among which the analysis of literary monuments of the Kazakh and Tatar peoples is a priority; a method of comparing cultural materials that allows you to compare available literary sources. Conclusions and recommendations. The culture of the Kazakh and Tatar peoples is based on the common language, history, folklore, literature of the Turkic peoples who lived in the post-Golden Horde states and had close contacts in a single cultural space and has prospects for further study in the field of history, pedagogy, language, ethnography, folklore and references. The results of the research can be used in the framework of special courses on the study of the history of pedagogical knowledge, as well as in the implementation of comparative studies in the field of pedagogical science