На основе накопления эмпирического материала, изучения комплекса опубликованных и неопубликованных исторических источников и литературы возникла необходимость исследования педагогического образования в контексте современных проблем теории и практики образования комплексного анализа протекающих процессов, оценки ее эффективности и результатов. Созданная в результате исследования модель позволяет представить объективную картину формирования корпуса учителей в условиях российской внутренней политики, общественно-политических процессов, связанных с народным образованием, развития педагогической мысли и школьного строительства. Целью исследования являются построение и обоснование теоретической модели региональной практики подготовки учителей для начальной народной школы во второй половине XIX - начале XX вв. Методы исследования: общенаучные принципы объективности, системного анализа, исторического и логического единства, методологические подходы к изучению историко-педагогических явлений, аксиологический, культурологический, цивилизационный и историко-образовательный методы. Выявлены основные факторы, влияющие на развитие педагогического образования в Казанской губернии: этноконфессиональные, демографические, гендерные, колебания правительственного курса. Выводы и рекомендации. Проведенный анализ региональной модели педагогического образования показывает, что она отличалась сложностью и многогранностью, ее катализатором стала правительственная политика в сфере образования и общественная инициатива. Ее эффективность и общественная значимость, а она определялась не только тем, что начальное народное образование стало фактором экономического и общественного развития, но и тем, что профессия учителя стала престижной и массовой. Для полиэтнического региона она стала фактором формирования интеллигенции. Многообразие форм и методов подготовки учителей в рамках изложенной модели сделала ее эффективной. Результаты исследования могут быть использованы при изучении истории российской педагогики, ее регионального и отраслевого компонентов.
Based on the accumulation of empirical material, the study of a complex of published and unpublished historical sources and literature, it became necessary to study pedagogical education in the context of modern problems of the theory and practice of education, a comprehensive analysis of ongoing processes, evaluation of its effectiveness and results. The model created as a result of the research allows us to present an objective picture of the formation of the teacher corps in the conditions of Russian domestic politics, socio-political processes related to public education, the development of pedagogical thought and school construction. The purpose of the current research is to build and substantiate a theoretical model of regional practice of teacher training for elementary folk schools in the second half of the 19th - early 20th centuries. Research methods: the general scientific principles of objectivity, system analysis, unity of historical and logical; methodological approaches to the study of historical and pedagogical phenomena: axiological culturological, civilizational, historical and educational. The main factors influencing the development of pedagogical education in the Kazan province are identified: ethno-confessional, demographic, gender, fluctuations in the government course. Conclusions and recommendations. The analysis of the regional model of pedagogical education shows that it was characterized by complexity and versatility, its catalyst was the government policy in the field of education and public initiative. Its effectiveness and social significance, and it was determined not only by the fact that primary public education became a factor of economic and social development, but also by the fact that the teaching profession became prestigious and popular. For a multi-ethnically diverse region, it has become a factor in the formation of the intelligentsia. The variety of forms and methods of teacher training within the framework of the outlined model has made it effective. The results of the study can be used in the study of the history of Russian pedagogy, its regional and sectoral components.