Усредненные данные, получаемые в традиционных исследованиях со статистической обработкой эмпирических фактов, имеют свою неоспоримую ценность, так как позволяют находить закономерности исследуемых феноменов. Не умаляя значения таких исследований, Е.А. Климов, создавая целостное представление о всех методах "производства достоверных знаний о психике", затронул и метод анализа единичного случая [3]. Раньше всех в психологии этот метод применил А.Р. Лурия, запечатлев результаты своего научного анализа в широко известных книгах - "Маленькая книжка о большой памяти" и "Потерянный и возвращенный мир". Современные исследования единичных случаев активно продолжают сотрудники лаборатории истории психологии и исторической психологии Института психологии Российской академии наук. Во всех приведенных примерах использовался метод ретроспективного анализа. Объектом изучения метода единичного случая Е.А. Климов считал не только человека как субъекта и личность, но и уникальную группу людей. В нашем исследовании объектом изучения стал групповой субъект профессиональной деятельности в лице педагогов одной из школ города Орджоникидзе (ныне Владикавказ). Их совместная творческая педагогическая деятельность обеспечила феноменальный результат обучения: половина учеников 1964 г. выпуска получили медали и все 24 выпускника поступили в вузы Орджоникидзе, Минска, Москвы и Ленинграда. Возникает естественный вопрос о средствах, обеспечивших уникальный результат обучения в условиях полного отсутствия таких явлений как репетиторство и подготовительные курсы. Цель исследования - выявить, описать и интерпретировать основные педагогические практики, обеспечившие уникальный результат завершения обучения одного из выпускных классов средней школы города Владикавказа, а также отдаленные последствия эффективного обучения в виде защищенных медалистами кандидатских и докторских диссертаций. Методы исследования. Методологической основой научного анализа послужил идиографический подход, а теоретической основой - концепции Э. Эриксона и Г.С. Абрамовой. Использован метод ретроспективного анализа способов и приемов работы коллектива учителей средней школы. Векторами анализа послужили виды самоопределения в юности по Э. Эриксону [6] в их соотношении с жизненными задачами юношеского возраста по Г.С. Абрамовой [1]. Решаемые в юности жизненные задачи и виды самоопределения соотносятся как процесс и результат. Выводы и рекомендации. 1. Выявлена совокупность высокоэффективных профессиональных педагогических практик. 2. Показано, что данные практики обеспечили не только уникальный результат окончания выпускниками средней школы, но и позитивные отдаленные последствия в виде защищенных некоторыми из медалистов кандидатских и докторских диссертаций в разных областях науки. 3. Дана интерпретация полученных результатов в контексте теории развивающего обучения В.В. Давыдова [2] и Д.Б. Эльконина [5], а также с позиции концепции Е.А. Климова о системе психических регуляторов труда [4]. 4. При поступлении в школу уделяется внимание психологической готовности ребенка к обучению - накануне окончания школы важно уделять не меньшее внимание готовности выпускников к жизненному самоопределению. Результаты исследования могут быть использованы современными педагогами средней школы для воспитания у обучающихся юношеского возраста готовности к жизненному самоопределению, как важнейшему психическому новообразованию данного возрастного периода жизни человека.
The average data obtained in traditional studies with statistical processing of empirical facts have their undeniable value, as they allow us to find patterns of the phenomena under study. Without detracting from the importance of such studies, E.A. Klimov, creating a holistic view of all methods of "producing reliable knowledge about the psyche", also touched upon the method of analyzing a single case (Klimov, 2001). A.R. Luria was the first to use this method in psychology, capturing the results of his scientific analysis in widely known books - "A Little book about a big memory" and "The Lost and Returned World". Modern studies of isolated cases are actively continued by the staff of the Laboratory of the History of Psychology and Historical Psychology of the Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. In all the examples given, the method of retrospective analysis was used. The object of studying the method of a single case E.A. Klimov considered not only a person as a subject and personality, but also a unique group of people. In our study, the object of study was a group subject of professional activity represented by teachers of one of the schools in Ordzhonikidze (now Vladikavkaz). Their joint creative pedagogical activity provided a phenomenal learning result: half of the students graduated in 1964 received medals and all 24 graduates entered the universities of Ordzhonikidze, Minsk, Moscow and Leningrad. A natural question arises about the means that provided a unique learning result in the complete absence of such phenomena as tutoring and preparatory courses. The purpose of the study is to identify, describe and interpret the main pedagogical practices that provided a unique result of completing one of the graduating classes of a secondary school in Vladikavkaz, as well as the long-term consequences of effective training in the form of candidate and doctoral dissertations defended by medalists. Research methods. The methodological basis of scientific analysis was the idiographic approach, and the theoretical basis was the concepts of E. Erickson and G.S. Abramova. The method of retrospective analysis of methods and techniques of work of a team of secondary school teachers was used. The vectors of the analysis were the types of self-determination in youth according to E. Erickson (Erickson, 2005) in their relation to the life tasks of the youth age according to G.S. Abramova (Abramova, 2001). The life tasks and types of self-determination solved in youth are correlated as a process and a result. Conclusions and recommendations. 1. A set of highly effective professional pedagogical practices is revealed. 2. It is shown that these practices provided not only a unique result of graduation by high school graduates, but also positive long-term consequences in the form of candidate and doctoral dissertations defended by some of the medalists in various fields of science. 3. The interpretation of the obtained results is given in the context of the theory of developmental learning by V.V. Davydov (Davydov, 1996) and D.B. Elkonin (Elkonin, 2005), as well as from the perspective of E.A. Klimov's concept of the system of mental labor regulators (Klimov, 1996). 5. When entering school, attention is paid to the psychological readiness of the child for learning - on the eve of graduation, it is important to pay no less attention to the readiness of graduates for life self-determination. The results of the study can be used by modern secondary school teachers to educate students of adolescent age to be ready for life self-determination, as the most important mental neoplasm of this age period of human life.