Сегодня в российской педагогике осуществляется поиск наиболее универсальных подходов к решению такой сложной социально-педагогической проблемы, как духовно-нравственная безопасность и ее обеспечение в современных российских вузах. Проблема исследования: каковы детерминанты духовно-нравственной безопасности обучающихся в образовательном пространстве вуза в контексте идей педагогики безопасности? Анализ педагогического наследия ряда отечественных педагогов ХХ в. показывает, что лейтмотивом большинства их произведений является обращенность к эмоционально-потребностной сфере обучающихся в процессе их духовно-нравственного воспитания [1]. Для духовно-нравственного воспитания свойственна обращенность к миру чувств и эмоций [2], поэтому формирование эмоционально-ценностного подхода как основы формирования духовно-нравственной безопасности молодежи представляется вполне оправданной. Цель исследования - обосновать социально-политические причины необходимости обеспечения духовно-нравственной безопасности у обучающихся современных российских вузов и осуществить анализ эмоционально-ценностного подхода к организации данного процесса, который отражен в работах отечественных педагогов ХХ в. Методы исследования: ведущими методами являются методы ретроспективной интерпретации, а также метод теоретического анализа исторической, философской, психологической и педагогической литературы и архивных документов по проблеме исследования. Выводы и рекомендации. В исследовании были обоснованы предпосылки необходимости обеспечения духовно-нравственной безопасности обучающихся в образовательном пространстве российских вузов; раскрыты понятия "духовно-нравственная безопасность" и эмоционально-ценностный подход; обобщены взгляды педагогов на вопросы формирования духовно-нравственной безопасности молодежи в контексте данного подхода. На сегодняшний момент проблемная тема обеспечения духовно-нравственной сохранности стоит первой в перечне самых главных и важных задач обучения профессионалов в высших учебных заведениях Российской Федерации.
Currently, a search is being made in Russian pedagogy for the most universal approaches to solving such a complex socio-pedagogical problem as spiritual and moral security and its provision in modern Russian universities. Research problem: what are the determinants of the moral and spiritual security of students in the university space of education the in the context of the concepts of security pedagogy? Analysis of the pedagogical heritage of a number of domestic the twentieth century teachers shows that the leitmotif of most of their works is the appeal to the emotional and need sphere of students in the action of their spiritual and moral education [1]. Spiritual and moral education is intrinsic attitude to the world of feelings and emotions [2], therefore, the development of an emotional and value approach as the basis for the formation of the spiritual and moral security of young people seems to be quite justified. The purpose of the study is to substantiate the socio-political reasons for the need to ensure the spiritual and moral security of students of modern Russian universities and to analyze the emotional and value approach to the organization of this process, which is reflected in the research was conducted in the works of Russian teachers of the twentieth century. Research methods: the leading methods are the methods of retrospective interpretation, as well as the method of theoretical analysis of historical, philosophical, psychological and pedagogical literature and archival documents on the research problem. Conclusions and recommendation. The study substantiated the prerequisites for the need to ensure the spiritual and moral security of students in the educational space of Russian universities; the concepts of "spiritual and moral security" and the emotional and value approach are disclosed; summarized the views of teachers on the formation of spiritual and moral security of youth in the context of this approach Today, ensuring spiritual and moral security is one of the priority tasks of training specialists in higher educational institutions of the Russian Federation.