В современных реалиях ключевым проблемным аспектом выступают духовные ценности и традиции в современной парадигме школьного образования. Последние два десятилетия характеризуются динамичностью развития новых технологий, подрастающее поколение находится в процессе прямого влияния "гаджетизации" и сети Интернет, тем самым происходит размытие ценностей и традиций у молодежи в духовном аспекте, культурная и просветительная деятельность все меньше интересует современных школьников. Данные факторы в своей совокупности сформировали низкий уровень духовного и нравственного воспитания в школьном образовании. Стоит отметить, что на сегодняшний день колоссальное влияние на подрастающее поколение оказывает пропаганда в СМИ, а в большей мере в сети Интернет. Пропаганда табачной и алкогольной продукции, насилия, жестокости, нетерпимости оказывает крайне негативное воздействие на личность школьника, тем самым заменяя духовные ценности и традиции на материальные. Современное подрастающее поколение, "поглощая" пропаганду в СМИ, формирует потребительское отношение к жизни, в котором преобладают узколичностные псевдоценности. Исходя из указанного, целью исследования выступает критический анализ духовно-нравственного воспитания субъектов образовательного процесса в современных реалиях, а также решение обозначенного проблемного аспекта. Методы исследования: системно-структурный, сравнительный, социологический, формально-логический и др. Их использование позволило исследовать объект во взаимосвязях и взаимозависимостях, его целостности и всесторонности, выявить некоторые тенденции, сделать обобщения. Выводы и рекомендации. В ходе проведенного исследования нами выявлено, что духовные ценности и традиции в современной парадигме школьного образования представляют собой фундаментальную составляющую в деятельности школьника, которая формирует нравственные черты, составляющие основной стержень личности. Необходимо рассматривать все специфические особенности, которые составляют дополнительное образование, акцентированное на становление у школьников духовно-нравственной культуры. Духовные ценности и традиции в современной парадигме школьного образования представляют собой фундаментальную составляющую в деятельности школьника. Результаты исследования могут быть использованы в воспитательных целях со стороны педагога. При этом педагог не должен допускать догматичности, навязывания своей точки зрения. Он может только стимулировать самостоятельность поиска, расширять круг знаний о религии, ее месте в культуре, истории развития народа.
In modern realities, the key problematic aspect is spiritual values and traditions in the modern paradigm of school education. The last two decades have been characterized by the dynamism of the development of new technologies, the younger generation is in the process of direct influence of 'gadgetization' and the Internet, thereby, there is a blurring of values and traditions among young people in the spiritual aspect, cultural and educational activities are less and less interested in modern schoolchildren. These factors combined to form a low level of spiritual and moral education in school education. It is worth noting that today propaganda, which is contained in the media, and to a greater extent, on the Internet, has a tremendous impact on the younger generation. Propaganda of tobacco and alcohol products, violence, cruelty, intolerance has an extremely negative impact on the personality of the student, thereby replacing spiritual values and traditions with material ones. The modern younger generation, 'absorbing' propaganda in the media, forms a consumer attitude to life, in which narrow-personal pseudo-values prevail. Proceeding from the above, the purpose of the study is a critical analysis of the spiritual and moral education of the subjects of the educational process in modern realities, as well as the solution of the identified problematic aspect. Research methods: system-structural, comparative, sociological, formal-logical, etc. Their use made it possible to study the object in its relationships and interdependencies, its integrity and comprehensiveness, to identify some trends, and to make generalizations. Conclusions and recommendations. In the course of our research, we have revealed that spiritual values and traditions in the modern paradigm of school education are a fundamental component in the student's activity, which forms the moral traits that make up the main core of personality. We believe that in an educational institution, the system of spiritual and moral education should be based on scientific principles (humanization and humanitarization of education, naturalness, cultural conformity, axiologization), be flexible, effective and efficient. The teacher is obliged to take into account the psychological characteristics of the child, his living conditions for the development of an independent, responsible, spiritually and creatively developed personality. The results of the study can be used for educational purposes by the teacher. At the same time, the teacher should not allow dogmatism, imposing his point of view. It can only stimulate the independence of the search, expand the range of knowledge of religion, its place in culture, the history of the development of the people.