В большинстве случаев татарские дети учились в религиозных мектебе и медресе, которые в основном дают теологические знания. Такие важные предметы как естествознание, география, история и русский язык в татарских учебных заведениях не изучались. Таким образом, существовала огромная разница между школьными программами и жизненными требованиями. Квалифицированных учителей для решения этой проблемы практически не хватало. Национальные учебные заведения (мектебе и медресе) являлись в основном конфессиональными учебными заведениями, выпускающими мулл. Огромное количество выпускников религиозных школ не могли найти свое место в качестве мулл, становились учителями (хальфами). Однако современность, пропитанная духом капиталистического предпринимательства, остро ставила вопрос о подготовке татарской интеллигенции к светскому образованию - учителей, инженеров, юристов и т. д. В данном случае вопрос создания светских учебных заведений для подготовки высококлассных специалистов очень важен не только для русскоязычной среды, но и для инородцев. Целью исследования является: осуществить анализ опыта казанской татарской учительской школы в подготовке учителей нового типа. Методы исследования: теоретические методы. Выводы и рекомендации. Результаты исследования могут быть использованы при разработке учебных планов, рабочих программ практик, реализуемых в рамках высшего образования, реализации сопоставительных исследований для разработки методологии практической подготовки педагога.
Tatar children, for the most part, studied in religious mektebs and madrassas, where theological knowledge was mainly given. Thus, the existing schools did not provide for the teaching of such important subjects as natural science, geography, history, and the Russian language in Tatar educational institutions. Hence the sharp discrepancy between school programs and the requirements of life. There were practically not enough qualified teachers to solve this problem, especially in Tatar educational institutions. National educational institutions (mektebe and madrasah) were predominantly confessional educational institutions that produced mullahs. A significant number of madrasah graduates, unable to find a place for themselves as mullahs, became teachers (khalfas). However, modern times, imbued with the spirit of capitalist entrepreneurship, sharply posed the problem of training secular-educated Tatar intelligentsia - teachers, engineers, lawyers, etc. In these conditions, the issue of creating secular educational institutions for the training of highly qualified specialists not only for the Russian-speaking environment, but also for foreigners was of great importance. The purpose of the study is to analyze the experience of the Kazan Tatar teachers' school in the training of teachers of a new type. Research methods: theoretical methods. Conclusions and recommendations. The results of the study can be used in the development of curricula, work programs of practices implemented within the framework of higher education, the implementation of comparative studies to develop a methodology for practical teacher training.