В данной статье авторы на основе ретроспективного анализа попытались раскрыть использование дидактических элементов обучения в преподавании женщин-просветительниц Центральной Азии конца ХIХ - начала ХХ вв. В формате статьи актуализируется мысль о том, что в творческом наследии просветительниц-учительниц прошлого превалируют конкретные дидактические пути по формированию мышления, нравственности, высокой духовности молодежи. Аксиологический подход в современных условиях становится актуальной основой для развития не только содержания, но и всей образовательной системы, выполняя функцию интегратора в решении этих проблем. Женское просвещение (просветительская деятельность учительниц в том числе) за годы своего существования накопило богатый опыт воспитания подрастающего поколения. Учительницы способствовали распространению грамотности, повышению культурного уровня населения данного региона. Исследование этой важнейшей страницы истории образования в Центральной Азии является актуальной задачей современности, аксиологическим ресурсом образования в современных условиях трансформации духовных ценностей. Авторы считают, что анализ жизни и педагогической деятельности женщин, начиная с древнейших времен, позволяет вернуться к истокам процесса вхождения женщины в социум. Тюркский социум, менталитет диктовали свои каноны и принципы. Исследование элементов дидактики в педагогической деятельности женщин-просветительниц Центральной Азии конца XIX - начала ХХ вв. актуально в связи с отсутствием исследований по данной тематике.
In this article, based on a retrospective analysis, the authors tried to reveal the use of didactic elements of education in the teaching of female educators in Central Asia in the late 19th and early 20th centuries. In the format of the article, the idea is updated that in the creative heritage of the educators-teachers of the past, specific didactic ways in the formation of thinking, morality, and high spirituality of youth prevail. The axiological approach in modern conditions is becoming an actual basis for the development of not only the content, but the entire educational system, performing the function of an integrator in solving these problems. Women's education (including the educational activities of female teachers) over the years of its existence has accumulated rich experience in educating the younger generation. Teachers contributed to the spread of literacy, raising the cultural level of the population of this region. The study of this most important page in the history of education in Central Asia is an urgent task of our time, an axiological resource of education in modern conditions of the transformation of spiritual values. The authors believe that the analysis of the life and pedagogical activity of women, starting from ancient times, allows us to return to the origins of the process of women's entry into society. Turkic society, mentality dictated their own canons and principles. The study of elements of didactics in the pedagogical activity of women educators in Central Asia in the late 19th and early 20th centuries is relevant due to the lack of research on this topic.