dc.contributor |
Казанский федеральный университет |
|
dc.contributor.author |
Веретенникова Вероника Борисовна |
|
dc.contributor.author |
Шихова Ольга Федоровна |
|
dc.contributor.author |
Шихов Юрий Александрович |
|
dc.contributor.author |
Валеев Агзам Абрарович |
|
dc.contributor.author |
Мена Маркос Хуан Хосе |
|
dc.date.accessioned |
2023-09-01T12:52:15Z |
|
dc.date.available |
2023-09-01T12:52:15Z |
|
dc.date.issued |
2023 |
|
dc.identifier.citation |
Веретенникова В.Б., Шихова О.Ф., Шихов Ю.А., Валеев А.А., Мена Маркос Х.Х. Структура и оценка качества профессионально-ориентированных заданий для будущих педагогов. Образование и наука. 2023;25(4):70-108. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-4-70-108 |
|
dc.identifier.uri |
https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/176742 |
|
dc.description.abstract |
В последние десятилетия одной из значимых мировых тенденций в сфере высшего образо-вания является расширение его связей со сферой труда. Это предполагает не только новое проектирование результатов подготовки обучающихся в виде системы универсальных, об-щепрофессиональных и профессиональных компетенций, но и внедрение современных адекватных технологий оценивания уровня их сформированности и развития на всех этапах обучения студентов в вузе. Учитывая, что компетенция - это интегративная характеристика качеств личности, следует признать актуальность и необходимость разработки таких оце-ночных средств, которые создают ситуации включения студента в различные виды его бу-дущей профессиональной деятельности. Одним из таких средств являются профессиональ-но-ориентированные задания, позволяющие осуществить интегральный подход к оценке сформированности компетенций благодаря учету в их содержании всех видов профессио-нальных задач и широких междисциплинарных связей, а потому требующих для своего ре-шения синтеза профессиональных знаний, умений и навыков студента.
Целью исследования является обоснование структуры и критериев оценки качества профессионально-ориентированных заданий для диагностики уровня сформированности компетенций студентов - будущих педагогов.
Методология, методы и методики. Методологической базой исследования являлись деятельностный, компетентностный и квалиметрический подходы, с позиций которых подготовка педагогов рассматривается как гибкая система, учитывающая все виды и задачи их будущей профессиональной деятельности и отражающая взаимосвязь целей, методов, содержания обучения и диагностики его результатов. Как ведущий в исследовании использовался квалиметрический подход, предусматривающий применение метода групповых экспертных оценок для организации процедур педагогической экспертизы критериев для оценки качества профессионально-ориентированных заданий.
Результаты. Методом групповых экспертных оценок определены структура и крите-рии оценки качества профессионально-ориентированных заданий как средства формирова-ния и диагностики интегративных результатов обучения будущих педагогов дошкольных организаций.
Научная новизна. Обоснована структура профессионально-ориентированных заданий, представленная: инвариантной частью с акцентом на фундаментальном компоненте содер-жания подготовки студентов, охватывающем основополагающие психолого-педагогические знания будущего педагога, умения их синтетического применения и переноса на професси-ональную деятельность; вариативной составляющей, направленной преимущественно на диагностику профессиональных компетенций, определяемых профилем подготовки обуча-ющегося. Установлены экспертным методом критерии для оценки качества профессиональ-но-ориентированных заданий, позволяющие объективировать процедуры диагностики ком-петенций будущих педагогов: многофункциональность, профильность, латентность, инте-гративность.
Практическая значимость. Материалы исследования могут использоваться преподавателями вузов |
|
dc.language.iso |
ru |
|
dc.relation.ispartofseries |
Образование и наука. |
|
dc.rights |
открытый доступ |
|
dc.subject |
профессионально-ориентированные задания |
|
dc.subject |
структура профессионально-ориентированного задания |
|
dc.subject |
критерии качества профессионально-ориентированного задания |
|
dc.subject |
компетенции |
|
dc.subject |
диагностика компетенций |
|
dc.subject |
будущие педагоги |
|
dc.subject.other |
Народное образование. Педагогика |
|
dc.title |
Структура и оценка качества профессионально-ориентированных заданий для будущих педагогов. |
|
dc.type |
Article |
|
dc.contributor.org |
Институт психологии и образования |
|
dc.description.pages |
70-108 |
|
dc.relation.ispartofseries-issue |
4 |
|
dc.relation.ispartofseries-volume |
25 |
|
dc.pub-id |
279924 |
|
dc.identifier.doi |
10.17853/1994-5639-2023-4-70-108 |
|