Аннотации:
В последние десятилетия одной из значимых мировых тенденций в сфере высшего образо-вания является расширение его связей со сферой труда. Это предполагает не только новое проектирование результатов подготовки обучающихся в виде системы универсальных, об-щепрофессиональных и профессиональных компетенций, но и внедрение современных адекватных технологий оценивания уровня их сформированности и развития на всех этапах обучения студентов в вузе. Учитывая, что компетенция - это интегративная характеристика качеств личности, следует признать актуальность и необходимость разработки таких оце-ночных средств, которые создают ситуации включения студента в различные виды его бу-дущей профессиональной деятельности. Одним из таких средств являются профессиональ-но-ориентированные задания, позволяющие осуществить интегральный подход к оценке сформированности компетенций благодаря учету в их содержании всех видов профессио-нальных задач и широких междисциплинарных связей, а потому требующих для своего ре-шения синтеза профессиональных знаний, умений и навыков студента.
Целью исследования является обоснование структуры и критериев оценки качества профессионально-ориентированных заданий для диагностики уровня сформированности компетенций студентов - будущих педагогов.
Методология, методы и методики. Методологической базой исследования являлись деятельностный, компетентностный и квалиметрический подходы, с позиций которых подготовка педагогов рассматривается как гибкая система, учитывающая все виды и задачи их будущей профессиональной деятельности и отражающая взаимосвязь целей, методов, содержания обучения и диагностики его результатов. Как ведущий в исследовании использовался квалиметрический подход, предусматривающий применение метода групповых экспертных оценок для организации процедур педагогической экспертизы критериев для оценки качества профессионально-ориентированных заданий.
Результаты. Методом групповых экспертных оценок определены структура и крите-рии оценки качества профессионально-ориентированных заданий как средства формирова-ния и диагностики интегративных результатов обучения будущих педагогов дошкольных организаций.
Научная новизна. Обоснована структура профессионально-ориентированных заданий, представленная: инвариантной частью с акцентом на фундаментальном компоненте содер-жания подготовки студентов, охватывающем основополагающие психолого-педагогические знания будущего педагога, умения их синтетического применения и переноса на професси-ональную деятельность; вариативной составляющей, направленной преимущественно на диагностику профессиональных компетенций, определяемых профилем подготовки обуча-ющегося. Установлены экспертным методом критерии для оценки качества профессиональ-но-ориентированных заданий, позволяющие объективировать процедуры диагностики ком-петенций будущих педагогов: многофункциональность, профильность, латентность, инте-гративность.
Практическая значимость. Материалы исследования могут использоваться преподавателями вузов