Abstract:
В статье рассматриваются процессы развития дифференциации географической науки и образования в историческом аспекте. Дифференциация способствует становлению методов исследования, специфичных для каждой отрасли науки, в том числе географической, что позволяет овладевать знаниями об объектах, явлениях и процессах, получать точную информацию об отдельных элементах, способствует формированию у обучающихся географического мировоззрения и географического мышления. Современная дифференциация географической науки происходит в нескольких аспектах познания: по сквозным направлениям, по научным школам, кроме того, выделяется предметная дифференциация. Научные школы по географическим наукам формируются общественной потребностью, они создаются работоспособными учеными, имеющими многих учеников и последователей, а зарождение и развитие школ обусловлено развитием самой науки, ее историей, ее устремлениями вперед, ее перспективами, и научные направления по географическим наукам в основном сформированы благодаря деятельности одного ученого или целого коллектива - научной школы. В высших учебных заведениях преподаватели географии уделяют значительное внимание вопросам использования дифференцированного подхода в процессе обучения физической, экономической и социальной географии, геоэкологии; дифференцированный под- ход также решает задачи эффективной педагогической помощи обучающемуся в совершенствовании его личности. Поэтому применение дифференцированного подхода в учебно-воспитательном процессе вуза предполагает учет индивидуально-психологических особенностей обучающихся, их склонностей, интересов и способностей. Овладение ими минимумом географических знаний является обязательным условием, обеспечивающим возможность адаптации к будущей профессиональной деятельности в быстро меняющихся современных реалиях.