dc.contributor |
Казанский федеральный университет |
|
dc.contributor.author |
Ибрагимов Гасангусейн Ибрагимович |
|
dc.date.accessioned |
2023-07-06T10:24:35Z |
|
dc.date.available |
2023-07-06T10:24:35Z |
|
dc.date.issued |
2022 |
|
dc.identifier.citation |
Ибрагимов Г. И. Концептуальные основы развития профессионального образования: наследие академика М. И. Махмутова / Г. И. Ибрагимов // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2022. - №2. - С. 173-181. |
|
dc.identifier.uri |
https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/176391 |
|
dc.description.abstract |
Актуальность исследования обоснована имеющим место противоречием между объективно необходимостью в разработке концептуальных основ развития профессионального образования в современной России, с одной стороны, и недостаточным вниманием исследователей и практиков к наработанному в советский период концептуальному багажу знаний в области развития профессионально-технического образования. Ярким ученым, внесшим выдающийся вклад в определение и обоснование концептуальных основ развития профессионального образования, был академик М. И. Махмутов. Однако его труды в этой области до сих пор не были предметом специального внимания исследователей и в силу этого они не находят должного применения в современной теории и практике профессионального образования. В статье предпринята попытка заполнить эту брешь.
Методология. Выявление вклада Мирзы Исмаиловича в развитие концептуальных основ профессионального образования осуществлялось на основе тщательного изучения и анализа его научных трудов, опубликованных в период с 1976 г. по конец 90-х годов прошлого века. Основные публикации представлены в пятом томе избранных трудов М. И. Махмутова, где автор являлся составителем.
Результаты. Выделены шесть концептуальных положений, отражающих базовые идеи научно-педагогического подхода М. И. Махмутова к развитию системы подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена. Концептуальные положения охватывают идеи о: тесной связи системы профессионального образования с требованиями производственной сферы и тенденциями его развития (первое положение); системообразующей роли взаимосвязи общего и профессионального образования, реализуемой посредством специфических принципов обучения (профессиональной направленности, межпредметно-межцикловой связи, политехнизма, мотивации учения и труда, преемственности, единства воспитания и обучения, проблемности) (второе положение); необходимости разработки интегративной дидактики как теории процесса обучения, проектируемого с учетом принципов организации всей жизнедеятельности обучающихся вне учебного процесса (организация производительного труда учащихся, их взаимоотношений в семье, с друзьями и т.д.) (третье положение); социально-экономических и педагогических условиях, объективно необходимых для приведение уровня квалификации рабочих и специалистов в соответствие с требованиями рыночного хозяйствования (четвертое положение);непрерывном образовании как форме, направленной на преодоление функциональной неграмотности (пятое положение); взаимосвязи и взаимовлиянии рынка и ценностных ориентаций, нравственной культуры учащихся (шестое положение).
Заключение. Выявление закономерностей развития профессионального образования возможно лишь на основе интеграции результатов педагогических исследований с фактами, полученными в других науках, а также в процессе взаимодействия триады "образование - наука - производство". На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что в новейшей истории профессиональной педагогики очень |
|
dc.language.iso |
ru |
|
dc.relation.ispartofseries |
Профессиональное образование в России и за рубежом |
|
dc.rights |
открытый доступ |
|
dc.subject |
развитие профессионального образования |
|
dc.subject |
концептуальные положения |
|
dc.subject |
наследие М. И. Махмутова. |
|
dc.subject.other |
Народное образование. Педагогика |
|
dc.title |
Концептуальные основы развития профессионального образования: наследие академика М. И. Махмутова |
|
dc.type |
Article |
|
dc.contributor.org |
Институт психологии и образования |
|
dc.description.pages |
173-181 |
|
dc.relation.ispartofseries-issue |
2 |
|
dc.pub-id |
283437 |
|