Эмоциональный интеллект является одним из важнейших факторов личностного и академического роста. Он позволяет человеку осознавать и определять свои эмоции, а затем регулировать их. Это обеспечивает более качественную коммуникацию. Российские и зарубежные исследователи говорят о важности развития эмоционального интеллекта [2; 5; 6], в том числе и на занятиях по иностранному языку [8; 9; 10; 11], т. к. грамотно встроенный в процесс обучения эмоциональный компонент может существенно облегчить работу и повысить мотивацию к изучению языка [1; 3]. Не менее важно, чтобы сами преподаватели развивали свой эмоциональный интеллект, т.к. от психологического состояния педагога напрямую зависит учебный процесс и эффективность обучения студентов. Эмоциональный интеллект предполагает использование навыков саморегуляции и психологической самопомощи при усталости, стрессе, профессиональном выгорании. Также развитие эмоционального интеллекта помогает оказывать поддержку другим. Целью исследования является проведение анализа, включающего в себя определение уровня осведомленности и опыта развития эмоционального интеллекта среди преподавателей иностранного языка и раскрывающего его важность для личностного и профессионального роста педагога. Основой является структурно-системный подход. Методы исследования - наукометрический анализ публикаций и анкетирование преподавателей иностранного языка. Результаты исследования могут использоваться для создания системы упражнений и практических заданий, направленных на развитие эмоционального интеллекта педагога и его личностный и профессиональный рост.
Emotional intelligence is one of significant factors of personal and academic growth. It allows people to recognize and define their emotions, and then regulate them. This ensures better communication. Russian and foreign researchers point out the importance of developing emotional intelligence [2; 5; 6], which can be done while studying, for instance, in classes of foreign languages [8; 9; 10; 11; 12]. It should be implemented because an emotional component that is competently integrated into the learning process can significantly facilitate work and increase motivation to learn a language [1; 3]. It is equally important that teachers themselves develop their emotional intelligence, because educational process and effectiveness of teaching students directly depend on the psychological state of a teacher. Emotional intelligence involves the use of self-regulation skills and psychological self-help in case of fatigue, stress, professional burnout. Also, the development of emotional intelligence helps to support others. Therefore, the purpose of the study is to provide an evidence base that reveals the importance of emotional intelligence for the personal and professional growth of a teacher and describes the level of awareness and personal experience of developing emotional intelligence among foreign language teachers. It is based on the use of a structural and systematic approach, conducting scientific analysis and questioning foreign language teachers. The results of the study can be used to create a system of exercises and practical tasks aimed at developing the emotional intelligence of teachers and their personal and professional growth.