В Указе Президента РФ В.В. Путина от 7 мая 2018 года "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" сформулирована приоритетная цель: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Качество образования и конкурентоспособность страны определяются на основе анализа широкого ряда показателей. Однако среди этих показателей особое место занимают результаты межстрановых сопоставительных исследований (PISA, PIRLS, TIMSS), характеризующие уровень функциональной грамотности школьников. В этой связи формирование функциональной грамотности школьников представляет собой на сегодняшний день одну из важнейших задач развития российской системы общего образования.
Повышение уровня функциональной грамотности российских школьников требует не только внедрения специальных технологий обучения, но и модернизации механизма управления развитием функциональной грамотности. Этому аспекту, несмотря на его значимость, в настоящее время уделяется недостаточно внимания. В этой связи вопросы управления развитием читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотностью, креативного мышления, глобальной конкурентоспособности школьников не утрачивают своей актуальности. Исходя из вышеуказанного, целью исследования является предложение возможностей организации управления развитием функциональной грамотно-сти школьников. Для достижения заявленной цели использованы аналитические методы исследования. Выводы и рекомендации. В целях обеспечения развития функциональной грамотности школьников на современном этапе необходимо:
- разработать учебно-методические комплекты для формирования функциональной грамотности;
- обеспечить создание системы диагностики развития функциональной грамотности школьников;
- принять меры по преодолению дефицита педагогических кадров и модернизации системы подготовки управленческих кадров для системы общего образования, способных создать конкурентоспособную систему развития функциональной грамотности школьников.
In the Decree of the President of the Russian Federation V.V. Putin of May 7, 2018 "On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024" formulated a priority goal: ensuring the global competitiveness of Russian education, Russia's entry into the top 10 countries in the world in terms of the quality of general education. The quality of education and the country's competitiveness are determined based on the analysis of a wide range of indicators. However, among these indicators, a special place is occupied by the results of cross-country comparative studies (PISA, PIRLS, TIMSS), which characterize the level of functional literacy of schoolchildren. In this regard, the formation of functional literacy of schoolchildren is today one of the most important tasks in the development of the Russian system of general education.
Raising the level of functional literacy of Russian schoolchildren requires not only the introduction of special learning technologies, but also the modernization of the mechanism for managing the development of functional literacy. This aspect, despite its importance, is currently given insufficient attention. In this regard, the issues of managing the development of reading, mathematical, natural science, financial literacy, creative thinking, and global competitiveness of schoolchildren do not lose their relevance. Based on the above, the purpose of the study is to offer opportunities for organizing the management of the development of functional literacy of school-children. To achieve the stated goal, analytical research methods were used.
Conclusions and recommendations. In order to ensure the development of functional lit-eracy of schoolchildren at the present stage, it is necessary:
- develop educational and methodological kits;
- to ensure the creation of a system for diagnosing the development of functional literacy of schoolchildren;
- take measures to overcome the shortage of teaching staff and modernize the system of training managerial personnel for the general education system, capable of creating a competitive system for the development of functional literacy of schoolchildren.