Пандемия COVID-19 поставила университеты в тяжелые условия, вынуждая в кратчайшие сроки адаптироваться к происходящим событиям, тратить значительные средства для ускоренной цифровизации, принимать решения часто без учета возможных последствий. В данной работе представлено качественное исследование проведенного опыта со студентами Института фундаментальной медицины и биологии Казанского (Приволжского) федерального университета, перешедшими с традиционного обучения на вынужденное дистанционное обучение в период пандемии COVID-19. Входные данные были получены от 95 студентов института, обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 "Педагогическое образование с двумя профилями подготовки", профиль "Биология и английский язык", а так же преподавателей с помощью проведенного онлайн-опроса.
Ответы респондентов были разделены на три основные темы: роль учителя, жизнь ученика и цифровое обучение. Мы обнаружили, что, переход к цифровому обучению оказал положительное влияние на жизнь студентов-биологов, например, доступность большего количества времени для учебы, гибкость обучения благодаря записанным лекциям, которые можно многократно просматривать и прослушивать в любое время и больше времени, чтобы задать вопросы. Однако некоторые студенты также указали на отрицательные стороны образовательного процесса в период пандемии короновируса: появление больше отвлекающих факторов, отсутствие структуры и предполагаемое вторжение в частную жизнь, когда необходимо включить свои камеры и т.п. Студенты высоко оценили использо-вание качественного технического оборудования, а также участие студентов во время онлайн-лекций, а также свободу выбора по участию на занятиях.
The pandemic has put universities in difficult conditions, forcing them to adapt to current events as soon as possible, spend significant funds for accelerated digitalization, and make decisions of-ten without taking into account possible consequences. This paper presents a qualitative study of the experience of the Institute of Fundamental Medicine and Biology of Kazan (Volga Region) Federal University students' of the shift from face-to-face learning to online learning during the COVID-19 lockdown. Detailed inputs were collected from 95 students of the institute studying in the field of training 44.03.05 "Pedagogical education (with two provisioning profiles), 2 profiles: "Biology" and "English language") and teachers through an online survey.
Their responses were categorized into three main themes: the teacher's role, the life of a student, and digital learning. We found that, surprisingly, the students felt that the shift to digital learning had positive effects on their lives, such as the availability of more time for study, study flexibility through recorded lectures which could be reviewed repeatedly and anytime, and more time to pose questions. However, some students also pointed out negative effects such as more dis-tractions, lack of structure, and a perceived invasion of privacy when required to turn on their cameras. The students valued the use of high-quality technical equipment as well as student engagement during online lectures, but also freedom of choice to participate.