В последние года дистанционный формат стал наиболее востребованной формой обучения и вынужденной мерой, вытеснив на время традиционное обучение. Одной из главных характеристик успешного обучения в высшей школе и решающей для дистанционного обучения является субъектность студентов. Целью исследования является выявление специфики раз-вития субъектности студентов в условиях очного и дистанционного обучения. В данном исследовании приняли участие 100 студентов: 50 студентов очного отделения, 50 студентов заочного обучения Казанского федерального университета. На основе полученных резуль-татов, было обнаружено, что студенты, обучающиеся дистанционно, имеют более выраженную способность к моделированию и оцениванию значимых результатов, к целеполага-нию, саморегуляции, осознанному принятию своего выбора и способности нести ответственность за него, умеют концентрироваться на своих целях. Особенностью дистанцион-ного обучения являются ограниченные условия субъектного становления обучающихся, что подтверждает важность развития субъектности студентов для успешного обучения и дальнейшей самореализации. При низком исходном уровне субъектности учащегося его дальнейшее развитие как субъекта учебной и профессиональной деятельности становится проблематичным. Учащиеся, не обладающие достаточной степенью самостоятельности, мотивации, стремлением к саморазвитию и личностному росту, не могут быть включены в такой образовательный процесс без "внешнего мотиватора".
In recent years, the distance format has become a more popular form of education and a necessary measure, replacing traditional education for a certain time. One of the key characteristics of suc-cessful education in higher education and critical for distance learning is the formed subjectivity of students. The purpose of the study was to identify the specifics of the development of the subjectivity of students in full-time and distance learning. The study involved 100 students: 50 full-time students, 50 correspondence students. The results obtained were analyzed. It was found that students studying remotely have a more pronounced ability to model and evaluate significant results, to goal-setting, self-regulation, conscious acceptance of their own choice while realizing its possible consequences and responsibility for it, are able to concentrate on their goals and get new knowledge to achieve them, are able to actively form their social circle. The peculiarity of distance learning is such that the conditions for the subjective formation of students are limited, which confirms the importance of developing the subjectivity of students in this learning format for successful learning and further self-realization.