В ходе исследования с применением эмпирических и теоретических методов получены следующие основные выводы. 1. Безопасная образовательная среда возникает и развивается при соответствии деятельности субъектов педагогического процесса законам обеспечения безопасности в образовательной организации. 2. Безопасная образовательная среда харак-теризуется таким соотношением опасных факторов и факторов защиты, при котором ве-роятность причинения ущерба значимым ценностям и интересам субъектов педагогическо-го процесса является допустимой. 3. Разные субъекты образования оценивают образова-тельную среду в разных аспектах и используют разные критерии оценки безопасности сре-ды. 4. Управленческие решения, учитывающие реальный уровень безопасности образова-тельной среды, позволят оказывать влияние как на негативные явления, так и развивать положительный опыт повышения защищенности учителей и учащихся. 5. Выделение двух групп негативных факторов образовательной среды открывает возможность искать ре-альные пути преодоления первой группы факторов педагогическими средствами (устранять и нейтрализовать факторы, которые могут устранить и нейтрализовать педагоги) и устранения факторов, требующих экономических, правовых, управленческих мер, принимаемых органами государственной власти (законодателями, министерствами, комитетами образования разных уровней и регионов). 6. Если возникают препятствия в реализации ин-тересов субъектов педагогического процесса, возникают опасные факторы, которые нано-сят ущерб ценностям (нравственным, мировоззренческим, коммуникативным, эстетиче-ским, образовательным, физическому здоровью и т. д.). 7. В учебном заведении возникают и реализуются разнообразные варианты образовательной среды (наборы условий, конкрет-ных опасных факторов и факторов защиты), соответствующие особенностям субъектов педагогического процесса. 8. В рамках образовательного процесса факторы и средства за-щиты следует подразделять на технические, информационные, правовые, управленческие, психологические, медицинские, педагогические и иные факторы.
The following main conclusions were obtained during the study using empirical and theoretical methods. 1. A safe educational environment arises and develops when the activities of the subjects of the pedagogical process comply with the laws of ensuring safety in an educational organization. 2. A safe educational environment is characterized by such a ratio of dangerous factors and protection factors, in which the probability of causing damage to significant values and interests of subjects of the pedagogical process is permissible. 3. Different subjects of education evaluate the educational environment in different aspects and use different criteria for assessing the safety of the environment. 4. Management decisions that take into account the real level of safety of the ed-ucational environment will allow influencing both negative phenomena and developing positive experience in improving the security of teachers and students. 5. The identification of two groups of negative factors of the educational environment opens up the opportunity to look for real ways to overcome the first group of factors by pedagogical means (eliminate and neutralize factors that teachers can eliminate and neutralize) and eliminate factors that require economic, legal, managerial measures taken by public authorities (legislators, ministries, education committees of different levels and regions). 6. If obstacles arise in the realization of the interests of the subjects of the pedagogical process, dangerous factors arise that damage values (moral, ideological, commu-nicative, aesthetic, educational, physical health, etc.). 7. Various variants of the educational envi-ronment arise and are implemented in the educational institution (sets of conditions, specific dan-gerous factors and protection factors) corresponding to features of the subjects of the pedagogical process. 8. Within the framework of the educational process, factors and means of protection should be divided into technical, informational, legal, managerial, psychological, medical, pedagogical and other factors.