Одной из ключевых проблем современного образования становится создание эффективного контекста для профессионального развития педагога. Анализ состояния проблемы в международной и отечественной практике показывает, что существует достаточное количество интерактивных онлайн курсов, сервисов, профессиональных конкурсов, где педагог может развивать и транслировать свои индивидуальные достижения, а также принимать участие в дискуссиях по обсуждению актуальных трендов мирового образования. Но анализ также показывает, что наиболее эффективным является профессиональное развитие в условиях педагогического сообщества, поскольку оно обеспечивает поступательное формирование индивидуальной траектории педагога в русле системно-деятельностного и компетентностного подходов. Таким образом, объектом исследования становится профессиональная педагогическая ассоциация: ее роль и потенциальный функционал в развитии практики управления современным образованием. В рамках научного проекта "Показатели эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций", осуществляемого при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, авторы статьи разработали и апробировали интегральную модель эффективности деятельности профессиональной педагогической ассоциации.
Исходя из вышесказанного, целью исследования является: осуществить анализ результатов апробации отдельных элементов (готовность педагогов участвовать в деятельности профессиональных ассоциаций, выявление функций ассоциаций) интегральной модели эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций.
Методы исследования: в рамках апробации отдельных элементов интегральной модели эффективности деятельности профессиональных педагогических был проведен интерактивный опрос представителей профессионального педагогического сообщества из образовательных организаций разных ступеней образования (детские сады, школы, колледжи, вузы и организации дополнительного образования).
Выводы и рекомендации. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о роли и функциях современных профессиональных ассоциаций. На основе полученных данных могут быть определены и оценены ведущие функции ассоциаций. Это служит предпосылками для разработки институционального облика эффективной профессиональной педагогической ассоциации, создания системы стратегического планирования ее деятельности, а также включения профессионально-педагогических ассоциаций в систему государственно-общественного управления образования на основе принципов функциональной полноты, комплиментарности общего и частного, дифференциации и интеграции системных процессов в образовании.
The key problem of modern education is the design of an effective context for teachers' professional development (Anif, 2019; Garbuzova, 2008). The analysis of the problem in the international and Russian context revealed sufficient interactive online courses, services, and professional contests for a teacher to develop and broadcast individual achievements and discuss current trends in world education (Zapalatskaya, 2014). But the data obtained also speaks to the fact that professional development in the pedagogical community is the most effective thus ensuring teachers' progressive lining up of the individual route according to the system-activity and competence-based approaches (Antonova, 2015; Vangrieken, 2017). From this prospect, the professional-pedagogical association is considered as the object of research: its role and potential functions in the development of modern education management. Carrying out the scientific project "Indicators of the effectiveness of the professional-pedagogical association's activities", the authors of the article developed and tested an integral assessment model of the effectiveness of the professional-pedagogical association activities (with the financial support of the Ministry of Education of the Russian Federation).
Based on the foregoing, the aim of the study is: to analyze the approbation results of elements (readiness of teachers to participate in the professional associations' activities, defining associations' functions of) of the integrated assessment model of the activities of professional-pedagogical associations.
Research methods: as part of testing separate elements of the integral assessment model of professional-pedagogical activities, an interactive survey was conducted among the professional-pedagogical community - educational organizations at education different levels (kindergartens, schools, colleges, universities, and organizations of optional education). In total, 600 teachers from 12 regions of the Russian Federation took part in the survey (Arkhangelsk Region, Far Eastern Federal Region, Jewish Autonomous Region, Kaliningrad Region, Novosibirsk Region, Pskov Region, Republic of Sakha (Yakutia), St. Petersburg, Sverdlovsk Region, Tambov Region, Ulyanovsk region, Yaroslavl region).
Conclusions and recommendations. The research allows representing the role and functions of modern professional associations. Based on the data obtained, the prior associations' functions can be drawn out and assessed. This may be a prerequisite for the institutional image development of an effective professional-pedagogical association, the design of a strategic planning system for activities, as well as the introduction of professional-pedagogical associations in public education management based on the principles of functional completeness, the complementarity of general and particular, differentiation and integration of systemic processes in education.