Проблема исследования обусловлена появлением все большего количества учреждений общего и дополнительного образования для детей, проявляющих признаки одаренности. Анализ литературы по теме исследования показал, что недостаточно внимания уделяется вопросам социально-психологических предпосылок развития одаренности и организации образовательной деятельности в целом для таких школьников. Цель исследования - изучить социально-эмоциональные особенности обучающихся образовательных центров по работе с одаренными детьми в сравнении с школьниками из общеобразовательных школ. Методы исследования. Для исследования применялся метод психологического тестирования по следующим методикам: Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева; Методика "Саморегуляция и успешность межличностного общения" В.Н.Куницыной; "Диагностика структуры учебной мотивации школьника" М.В. Матюхиной. Полученные результаты были обработаны методами математической статистики с помощью пакета компьютерных программ RStudio с использованием Критерия Краскела-Уоллиса для выявления достоверных различий в психологических характеристиках школьников по всей выборке, и U - критерий Манна-Уитни для выявления различий между тремя парами выборок. Также использована ранговая корреляция Спирмена. Выборка состоит из обучающиеся Образовательного Центра "Сириус" (69 чел: 26 юношей и 43 девушек), Специализированного учебного научного центра ЮФО (60 чел: 24 юношей и 36 девушек) и общеобразовательных школ г. Ростов-на-Дону (281 чел: 109 юношей и 172 девушки). В общем количестве 410 человек, средний возраст 15 лет. Выводы и рекомендации. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что наибольшие различия были обнаружены среди группы обучающихся из общеобразовательных школ и специализированного учебно-научного центра ЮФО. Такие центры имеют отличную образовательную программу от общеобразовательных школ. Одаренные дети нуждаются в индивидуальном подходе и психолого-педагогическом сопровождении в образовании. При реализации индивидуальной образовательной траектории одаренного ребенка в образовательных центрах используются технологии перевернутого и проблемного обучения, проектные и интерактивные технологии, методики ускоренного обучения (интенсивы), метод погружения как элемент технологии концентрированного обучения, которые наилучшим образом позволяют выявлять и поддерживать одаренность.
The research problem is due to the emergence of an increasing number of institutions of general and additional education for children who show signs of giftedness. The literature analysis of the study topic showed that insufficient attention is paid to the socio-psychological prerequisites for the development of giftedness but also to the organization of educational activities for such students. Moreover, the study allows us to study the psychological characteristics of students with signs of giftedness in more detail and check the influence of the characteristics of psychological and pedagogical support in various educational institutions on them. The research aim is to study the socio-emotional traits of students from educational centers for working with gifted children in comparison with students from secondary schools. Research methods. For the study, we used the method of psychological testing according to the following methods: used Purpose-in-Life Test (J. Crumbaugh & L. Maholick, modified by D.A. Leontiev), Diagnostics of student's structure of educational motivation test (M.V. Matjuhina) and questionnaire "Self-regulation and the success of interpersonal communication" (V.N Kunitsyna) "SSIC". The obtained results were processed by the methods of mathematical statistics in the program RStudio. We used the Kruskal-Wallis test to detect significant differences in the psychological characteristics of students throughout the sample, and the Mann-Whitney U test to detect differences between three pairs of subsamples. We also used Spearman's rank correlation. The sample consists of students of the Educational Center "Sirius" (69 people: 26 males and 43 females), the Specialized Educational and Scientific Center of the Southern Federal District (60 people: 24 males and 36 females) and secondary schools in Rostov-on-Don (281 people: 109 males and 172 females). There are 410 people in total, the average age is 15 years. Based on the data obtained, it can be concluded that the greatest differences were found among the group of students in specialized centers. Such centers have an excellent educational program compared to secondary schools. Gifted children need an individual approach and psychological and pedagogical support in education. The teachers use flipped and problem-based learning technologies, project, and interactive technologies accelerated learning methods (intensives), the immersion method as an element of concentrated learning technology in the implementation of an individual educational trajectory in educational centers. These technologies are the best way to identify and maintain giftedness.