Развитие умений критически мыслить в современной парадигме является одной из ключевых миссий высшей школы и особенно в образовательных программах аспирантуры. Однако в реальной образовательной практике подготовки аспирантов имеет место недостаточное внимание решению задачи развития у обучающихся способности к критическому анализу современных научных достижений. Обостряется противоречие между объективной необходимостью развития у аспирантов всех направлений подготовки универсальной компетенции "способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений", с одной стороны и сложившейся образовательной практикой, ориентированной на формирование предметных знаний и умений - с другой стороны
В статье раскрывается проблема развития у аспирантов способности к критическому анализу современных научных достижений в процессе изучения дисциплины "Педагогика высшей школы". Цель исследования: выявить и обосновать педагогические средства и условия развития у аспирантов способности к критическому анализу современных научных достижений в процессе изучения дисциплины "Педагогика высшей школы". Методы исследования: эмпирические (наблюдение, беседа, анкетирование, опытно-экспериментальная работа); теоретические (анализ и синтез, обобщение, моделирование).
Результаты исследования. Обоснованы педагогические средства (сквозной междисциплинарный аналитический проект, текущие проекты) и условия развития у аспирантов способности к критическому анализу современных научных достижений, предполагающие вовлечение обучающихся в работу по самостоятельному поиску, систематизации и критическому анализу актуальных современных научных статей, отражающих педагогические проблемы в той или иной профессиональной сфере, связанной с направлением подготовки аспирантов. Результаты исследования могут быть использованы для разработки учебно-методического обеспечения процесса развития у аспирантов способности к критическому анализу современных научных достижений в ходе изучения дисциплины "Педагогика высшей школы". Они также могут быть полезны: при изучении других дисциплин учебного плана подготовки аспирантов и магистров; в системе дополнительного профессионального образования в целях развития способности обучающихся и слушателей к критическому анализу современных научных достижений.
The development of critical thinking skills in the modern paradigm is one of the key missions of higher education, and especially in postgraduate educational programs. However, in the real educational practice of training postgraduate students, there is insufficient attention to solving the problem of developing students' ability to critically analyze modern scientific achievements. The contradiction between the objective need for the development of the universal competence "the ability to critically analyze and evaluate modern scientific achievements" among graduate students of all areas of training, on the one hand, and the established educational practice focused on the formation of subject knowledge and skills, on the other hand, is aggravated
The article reveals the problem of developing postgraduate students' ability to critically analyze modern scientific achievements in the process of studying the discipline "Pedagogy of higher education". The purpose of the study: to identify and substantiate the pedagogical means and conditions for developing the ability of graduate students to critically analyze modern scientific achievements in the process of studying the discipline "Pedagogy of Higher Education". Research methods: empirical (observation, conversation, questioning, experimental work); theoretical (analysis and synthesis, generalization, modeling).
Research results. Pedagogical means (a cross-cutting interdisciplinary analytical project, current projects) and the conditions for developing the ability of graduate students to critically analyze modern scientific achievements are substantiated, which involve the involvement of students in the work of independent search, systematization and critical analysis of relevant modern scientific articles that reflect pedagogical problems in one or another professional field related to the direction of postgraduate training. The results of the study can be used to develop educational and methodological support for the development of postgraduate students' ability to critically analyze modern scientific achievements in the course of studying the discipline "Higher Education Pedagogy". They can also be useful: when studying other disciplines of the curriculum for the preparation of graduate students and masters; in the system of additional professional education in order to develop the ability of students and listeners to critically analyze modern scientific achievements.