Одна из значимых задач развития системы образования - повышение родительской компетентности в обучении и воспитании детей с расстройством аутистического спектра (далее РАС), их социальной адаптации и интеграции в общество. По данным Всемирной организации здравоохранения в последние десятилетия отмечается увеличение количества детей, имеющих РАС. В России численность лиц с РАС на 2018 год составила 22953 человека, при этом прослеживается динамика увеличения численности по сравнению с 2017 годом (15998 человек) на 43%, что составило 6955 человек [4]. Мировая ситуация, связанная с COVID-19, вносит свои коррективы не только в применение методов обучения и воспитания детей, но и в процесс взаимодействия с родительским сообществом. Цель исследования - выявить и экспериментально проверить эффективность интерактивной формы взаимодействия логопеда с родителями детей с РАС, направленной на организацию и проведение интерактивных игр, стимулирующей развитие речи каждого ребенка с РАС, в домашних условиях. Методы исследования: качественного и количественного анализа исследования, а именно анкетирование родителей для выявления готовности к сотрудничеству. Был использован опросник "История развития" М.М. Либлинг, Е.Р.Баенской с помощью которого можно изучить сведения о семье ребенка с РАС, особенности характера всех близких родственников, особенности развития нарушения в пренатальный (период беременности), натальный (период родов) и постнатальный периоды. Был разработан опросник для родителей "Готовность сотрудничать". Следующая методика, которая была рассмотрена - это логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями В.М. Акименко. Логопедическое обследование рассчитано на обследование речевых нарушений детей после 4 лет [2]. В эксперименте принимало участие 20 родителей и детей с расстройствами аутистического спектра, посещающих детский сад Казанского Федерального университета "МЫ ВМЕСТЕ". Для повышения качества взаимодействия специалиста с семьёй ребенка с РАС были использованы медиа-ресурсы сайта образовательной организации детского сада КФУ "МЫ ВМЕСТЕ", для которого: были разработаны опросники с использование сервиса "Яндекс Форма" для того чтобы родители в свободное время могли пройти анкетирование. Были разработан картотеки интерактивных игр с использования сервиса "Microsoft PowerPoint" и сервиса для обработки звучания "Онлайн аудиоредактор". Выводы. Проведенное исследование позволяет сделать вывод об эффективности интерактивных форм работы учителя-логопеда с родителями, имеющими детей с расстройством аутистического спектра, и о необходимости расширения созданной интерактивной формы взаимодействия логопеда с родителями детей с РАС, с целью повышения компетентности родителей в вопросе развития речи своего ребенка.Результаты исследования в дальнейшем могут быть использованы при создании модели работы логопеда с родителями детей с РАС, при разработке сайтов дошкольных образовательных организаций для детей с ограниченными возможностями здоровья.
One of the significant tasks of the development of the education system is to increase parental competence in the education and upbringing of children with autism spectrum disorder (hereinafter ASD), their social adaptation and integration into society. According to the World Health Organization, in recent decades there has been an increase in the number of children with ASD. In Russia, the number of persons with ASD in 2018 amounted to 22953 people, while the dynamics of an increase in the number compared to 2017 (15998 people) by 43%, which amounted to 6955 people [4]. The global situation related to COVID-19 makes its own adjustments not only in the application of methods of teaching and raising children, but also in the process of interaction with the parent community. The aim of the study is: to identify and experimentally test the effectiveness of an interactive form of interaction between a speech therapist and parents of children with ASD, aimed at organizing and conducting interactive games that stimulate the development of speech of each child with ASD, at home. Research methods: qualitative and quantitative analysis, namely, questioning parents to identify willingness to cooperate. The questionnaire "History of development" by M.M. Liebling, E.R.Baenskaya was used with the help of which it is possible to study information about the family of a child with ASD, the characteristics of the character of all close relatives, the peculiarities of the development of disorders in prenatal (pregnancy), natal (childbirth) and postnatal periods. A questionnaire for parents "Willingness to cooperate" was developed. The next technique that was considered is a speech therapy examination of children with speech disorders by V.M. Akimenko. Speech therapy examination is designed to examine speech disorders in children after 4 years. [2]. The experiment involved 20 parents and children with autism spectrum disorders attending the kindergarten of Kazan Federal University "WE ARE TOGETHER". To improve the quality of the specialist's interaction with the family of a child with ASD, the media resources of the website of the educational organization of the KFU kindergarten "WE ARE TOGETHER" were used, for which: questionnaires were developed using the Yandex Form service so that parents could take a questionnaire in their free time. Card files of interactive games were developed using the Microsoft PowerPoint service and the Online Audio Editor service for sound processing. Conclusions and recommendations. The conducted research allows us to conclude about the effectiveness of interactive forms of work of a speech therapist teacher with parents with children with autism spectrum disorder, and about the need to expand the created interactive form of interaction of a speech therapist with parents of children with ASD, in order to increase the competence of parents in the development of their child's speech. The results of the study can be used in the future to create a model of speech therapist work with parents of children with ASD, in the development of websites of preschool educational organizations for children with disabilities.