Стремительное развитие образования в современных реалиях выдвигает ряд требований в выборе методов обучения. Использование метода наглядности на учебных занятиях играет большую роль на всех этапах обучения. Для более эффективного усвоения учебного материала наглядность должна выполнять не только иллюстративную, но и когнитивную функцию. В ходе нашего исследования мы выявили ряд проблем в формировании мотивации к обучению, интереса к своей будущей профессии и, как результат, низкого усвоения знаний, умений, навыков. Отсюда появляется необходимость рассмотреть и внедрить в образовательный процесс наряду с традиционными методами обучения (схемы, таблицы, электронные презентации и др.) более современные, в частности, современные методы визуализации информации (скетчноутинг). Целью данного исследования является преодоление односторонности репрезентации обучения путем интеграции в образовательный процесс современных методов визуализации информации в совокупности с традиционными методами наглядности, и последующего их использования в образовательном процессе. Методы исследования: теоретические - обзор и анализ научной литературы по проблеме исследования, эмпирические - анкетирование преподавателей и контрольное измерение знаний обучающихся, статистические - количественный анализ результатов исследования. Исследование проводилось на базе Республиканского учебно-методического объединения преподавателей русского, родного языков и литературы Удмуртской Республики и Автономного профессионального образовательного учреждения Удмуртской Республики "Ижевский промышленно-экономический колледж". Экспериментальная группа состоит из 25 преподавателей русского языка и литературы и 73 студентов 1 курса, обучающихся по специальностям 10.02.03 "Информационная безопасность автоматизированных систем", 40.02.01 "Право и организация социального обеспечения", 09.02.01 "Компьютерные системы и комплексы". Выводы и рекомендации. Использование только традиционных методов визуализации информации на занятиях не всегда может полностью представить и структурировать учебный материал, продемонстрировать взаимосвязь между текстом и изображениями. Это, в свою очередь, дает не самый удовлетворительный результат в освоении учебного предмета, на основе которого формируются общие и профессиональные компетенции. Необходимо отметить, что ни один из методов визуализации информации не может быть признан единственным или основным. И только тесное взаимодействие методов наглядности друг с другом дают стойкий положительный результат в обучении. Мы предполагаем, что использование традиционных методов наглядности в совокупности с современными методами визуализации информации существенно помогут педагогам в обучении студентов разных специальностей, повысят интерес к учебным занятиям, облегчат понимание и выполнение заданий различной направленности, поспособствуют приобретению прочных знаний, умений и навыков, повлияют на развитие общих и профессиональных компетенций.
The rapid development of education in modern realities puts forward a number of requirements in the choice of teaching methods. The use of the method of visibility in the classroom plays an important role at all stages of learning. The effectiveness of learning learning material can be significantly increased if the visibility in learning will perform not only an illustrative, but also a cognitive function. In the course of our research, we identified a number of problems in the formation of motivation to study, interest in their future profession and, as a result, low assimilation of knowledge, skills, and skills. Hence, there is a need to consider and introduce into the educational process, along with traditional teaching methods (diagrams, tables, electronic presentations, etc.), more modern, in particular, modern methods of information visualization (sketchnouting). The purpose of this study is to overcome the one-sidedness of the representation of learning by integrating into the educational process modern methods of information visualization in combination with traditional methods of visualization, and their subsequent use in the educational process. Research methods: theoretical - review and analysis of scientific literature on the problem of research, empirical - questioning of teachers and control measurement of students' knowledge, statistical - quantitative analysis of research results. The study was conducted on the basis of the Republican Educational and Methodological Association of teachers of Russian, native languages and literature of the Udmurt Republic and the Autonomous Professional Educational Institution of the Udmurt Republic "Izhevsk Industrial and Economic College". The experimental group consists of 25 teachers of Russian language and literature and 73 1st year students studying in the specialties 10.02.03 "Information security of automated systems", 40.02.01 "Law and organization of social security", 09.02.01 "Computer systems and complexes". Discussion and Conclusions. The use of only traditional methods of visualization in teaching today does not allow to fully present and structure the educational material, to ensure consistency in the presentation of information, to demonstrate the relationship between text and graphic images that contribute to the active perception of educational material. None of the listed methods of visualization can be recognized as the only and main one. We assume that the use of traditional methods of visualization in combination with modern methods of visualization of information will significantly help teachers in teaching students of different specialties, increase interest in academic classes, facilitate the understanding and execution of tasks of various directions, contribute to the acquisition of solid knowledge, skills and abilities, affect the development of general and professional competencies.