Проблема комплексного развития человека его сущностных сил всегда остается актуальной в истории науки и общества и привлекает к себе исследователей из разных научных областей. В настоящее время это приобретает особое значение в мире неопределенности и развивающихся информационно-коммуникационных технологий, создающих многомерные реальности существования субъекта и как следствие множественные искажения его мира, что требует поиска практик образования человека, создаваемых на основе антропологического подхода. Меняющаяся реальность изменяет и мир человека, инициируя поиск способов его психолого-педагогического сопровождения и интеграции в условиях социально-психологической неустойчивости. В данной статье поднимается проблема, связанная с зарождением одной из исследовательских практик становления человека в образовании, которыми являются проводниковые практики. Исследование в них имеет феноменологическую основу и предполагает активизацию внутреннего движения от индивидуального опыта к расширению самосознания, а за тем продвижения к абсолюту. Цель данной работы - показать предпосылки разработки практик, определяющих иной взгляд на человека в системе образования, обеспечивающего его исследовательскую позицию и самоорганизацию, а также адекватное сопровождение в процессе становления. Вместе с тем, предполагается выстроить ориентиры оформления проводниковых практик, как самостоятельного перспективного направления, имеющего антропологические основания. Методология. В данной статье обозначаются методологические предпосылки, имеющиеся у современной философии и психологии для зарождения проводниковых практик. Работа сделана на основе анализа обширной базы теоретических источников, с использованием методов теоретического анализа, синтеза, прогнозирования. Полученные результаты позволяют обратить внимание на проблему исследовательски ориентированного образования в контексте его целостного развития, как самоорганизующейся системы, созидающей свой мир и активизирующей внутреннее живое движение. Выводы и рекомендации. Проводниковые практики выступают альтернативным направлением уже сложившихся в психологии полевых практик, позволяют обнаружить их узкие места и придать новые смыслы профессионального сопровождения в системе образования.
The problem of the complex development of man and his essential forces always remains relevant in the history of science and society and attracts researchers from different scientific fields. Currently, this is of particular importance in the world of uncertainty and developing information and communication technologies that create multidimensional realities of the subject's existence and, as a result, multiple distortions of its world, which requires the search for human education practices created on the basis of an anthropological approach. The changing reality also changes the human world, initiating the search for ways of his psychological and pedagogical support and integration in conditions of socio-psychological instability. This article raises the problem that associated with the origin of one of the research practices of human formation in education, which are conducting practices. Research in them has a phenomenological basis and involves the activation of internal movement from individual experience to the expansion of self-awareness, and then progress to the absolute. The main purpose of this article is to show the prerequisites for the development of practices that determine a different view of a person in the education system, ensuring his research position and self-organization, as well as adequate support in the process of formation. At the same time, it is supposed to build guidelines for the design of conducting practices as an independent promising direction with anthropological grounds. Methodology This article outlines the methodological prerequisites available in modern philosophy and psychology for the emergence of conducting practices. The work is based on the analysis of an extensive database of theoretical sources, using methods of theoretical analysis, synthesis, forecasting. The results obtained allow us to pay attention to the problem of research-oriented education in the context of its holistic development, as a self-organizing system that creates its own world and activates internal living movement. Conclusions and recommendations. Conducting practices act as an alternative direction of field practices that have already developed in psychology, allow us to detect their bottlenecks and give new meanings to professional support in the education system.