При разработке и реализации индивидуальных программ развития (ИПР) детей с расстройством аутистического спектра необходимо использовать научно доказанные и эффективные технологии. Одной из таких технологий является VB-MAPP - программа оценки навыков речи и социального взаимодействия для детей с аутизмом, основанная на принципах прикладного анализа поведения и анализе вербального поведения Скиннера. Основной целью предлагаемого исследования является оценка речевых и социально-коммуникативных навыков, обеспечение реализации индивидуального подхода и выбор значимых целей для обучения детей. В исследовании принимало участие 5 детей среднего и старшего дошкольного возраста (4-6 лет) с диагнозом расстройство аутистического спектра (РАС). Результаты диагностики всех детей свидетельствуют о том, что их основные навыки находились на уровне развития нейротипичного ребенка 0-18 месяцев, и частично нейротипичного ребенка 18-30 месяцев. Для всех детей, принимавших участие в исследовании, были разработаны ИПР, реализация которых осуществлялась в коррекционном детском саду. Результаты реализации индивидуальных программ развития, основанных на VB-MAPP, показали эффективность применяемых технологий, направленных на развитие коммуникации, взаимодействия со взрослым и сверстниками и формированию речевых навыков.
It is necessary to use scientifically proven and effective technologies to design and implement individual developmental programs (IDP) for children with autism. There is a technology VB-MAPP, a speech and social interaction assessment program for children with autism, based on the principles of applied behavior analysis and Skinner verbal behavior analysis. The main purpose of the research is to assess speech and communicative skills, ensure the implementation of an individual approach and the selection of meaningful goals for teaching children, and assess the effectiveness of the technologies. The research involved 5 children of middle and senior preschool age (4-6 years old) with autism. The results of the diagnostics of all children indicate that their basic skills are at the level of development of a neurotypical child of 0-18 months, and partially of a neurotypical child of 18-30 months. For all children who participated in the study was developed an Individual Development Program the implementation of which was carried out in a correctional kindergarten. The results of the implementation of individual development programs based on VB-MAPP showed the effectiveness of the applied technologies aimed at the development of communication, interaction with adults and peers, and the formation of speech skills.