Проблема исследования. В рамках обновления содержания казахстанского среднего образования в старшей школе сделан акцент на профилизацию процесса обучения для выбора будущей профессии. Так, программы соответствующие 3 уровню Международной стандартной классификации образования или "второму этапу среднего образования", рассчитаны на завершение среднего образования, дающего подготовку к третичному образованию или обучению навыкам, позволяющим быть готовым к будущей профессии. Учебные программы данного уровня предлагают обучающимся более разнообразное, специализированное и углубленное изучение учебных предметов, дифференциацию и широкий выбор возможностей и направлений обучения. Кроме того, 3 уровень, согласно МСКО, также включает программы "второго шанса" второго этапа среднего образования или программы реинтеграции. Цель работы: выявить особенности процесса профилизации в казахстанской школе и экспериментально проверить его эффективность на примере 10-11 классов. На сегодняшний день в казахстанских учебных планах 10-11 классов закреплено 2 направления обучения: общественно-гуманитарное и естественно-математическое, в рамках которых предусмотрен выбор конкретных предметных областей и предметов. Возможность расширения выбора предметов, их вариативность и направленность на профилизацию обучения является ответом на новые вызовы общества, рынка труда. Исследование качества образовательных услуг при углубленном изучении предметов по выбору в 10-11 классах, уровня удовлетворённости обучающихся процессом профилизации проведено с участием более 2 000 респондентов. В работе использовались количественные методы исследования, выборка респондентов осуществлялась с учётом региональных особенностей, видов организаций образования. Выводы и рекомендации: был выявлен ряд проблем, связанных с недостаточным системным подходом к процессу профилизации в старшей школе, игнорированию потребностей обучающихся, недостаточным кадровым потенциалом. Планируется продолжение исследования и поставлена задача разработки механизма реализации Концепции профильного обучения в старшей школе и обеспечение соответствия казахстанской системы среднего образования уровню 4 МСКО. Одним из важных условий является повышение профессиональной грамотности учителей. Результаты исследования могут быть использованы при разработке типовых учебных планов, календарных планов урока педагогами школ, педагогами-психологами, руководителями организаций образования.
The problem of research. The renewal of the content of Kazakhstani secondary education in high school emphasizes the profiling of the learning process to choose a future profession. Thus, the programs corresponding to Level 3 of the International Standard Classification of Education or "upper secondary education" are designed to complete secondary education providing preparation for tertiary education or training in skills allowing one to be ready for the future profession. Curricula at this level offer students a more varied, specialized and in-depth study of subjects, differentiation, and a wide range of learning opportunities and direction. In addition, Level 3 according to International Standard Classification of Education also includes "second chance" programs of the second stage of secondary education or reintegration programs. Purpose of work: to reveal features of the profiling process in Kazakhstani school and experimentally test its efficiency on the example of 10th-11th grades. For today in the Kazakhstan curricula of 10-11 classes 2 directions of training are fixed: social-humanitarian and natural-mathematical, within which the choice of concrete subject areas and subjects are provided. The possibility of expanding the choice of subjects, their variability and focus on the profiling of education is a response to the new challenges of society and the labor market. The study of the quality of educational services in in-depth study of subjects of choice in grades 10-11, the level of student satisfaction with the process of profiling was conducted with the participation of more than 2,000 respondents. Quantitative research methods were used in the work, the sample of respondents were selected taking into account regional peculiarities and types of educational organizations. Conclusions and recommendations: the results of the study revealed a number of problems associated with the lack of a systematic approach to the process of profiling in high school, ignoring the needs of students, and insufficient human resources. It is planned to continue the research and set a task to develop a mechanism for implementing the Concept of profile training in high school and ensuring compliance of Kazakhstan's secondary education system with International Standard Classification of Education level 4. One of the important conditions is the improvement of teachers' professional literacy. The results of the study can be used in the development of model curricula, lesson plans by school teachers, teacher-psychologists, heads of educational organizations.