Учащиеся сельской школы составляют значительную и весьма специфическую часть многочисленной армии учащейся молодёжи страны. Из них рекрутируется самая надёжная и боеспособная часть призывников Российской Армии. В статье представлены результаты исследования социальных и психологических проблем учащихся сельских школ муниципальных районов Республики Башкортостан. Исследование проведено с использованием методов инновационной, по сути, общефилософской, человековедческой дисциплины - экстремальной антропологии,- и виталистской социологии, как её составной части. Целью статьи является попытка фокусировать внимание педагогов и воспитателей на психологических и бихевиоральных проблемах учащихся сельской школы. Объектом и предметом данного анализа является совокупность жизненных проблем села, экстремальной антропологии сельского населения, социологии сельской учащейся молодёжи. Актуальность анализа и решения проблем сельской молодёжи в этом контексте определяется следующими обстоятельствами: 1) общим кризисом российского села и сельской школы; 2) неэффективностью региональной и муниципальной политики; 3) растущей социальной и экономической дифференциацией регионов страны; 4) редукцией социальной инфраструктуры сельских территорий; 5) слабой ориентированностью школ аграрных регионов на местные потребности в трудовых ресурсах, в социальном обслуживании населения; 6) деморализованностью сельского населения, подверженностью его массовому распространению социальных болезней (алкоголизма, наркомании, индифферентизма и т.п.).Материалы исследования,- в основном, это данные социологических исследований среди молодёжи сельских территорий Северо-западной лесостепной зоны Республики Башкортостан - 17 муниципальных районов РБ, - проведённых в 2011-2016 гг., позволили выяснить главные исследуемые вопросы. При проведении исследований учитывались психофизиологические и ментальные особенности сельской молодёжи, а именно: мобильность, динамичность, работоспособность, способность к адаптации в меняющейся ситуации, здоровье, оптимизм и обучаемость. Особое внимание было уделено на психологию, поведение, моральную устойчивость. Конкретно дана характеристика психологических проблем учащихся общеобразовательных школ на основе исследований, проведённых в этом же регионе Республики Башкортостан в 2019-2021 гг. Психологические проблемы учащихся тесно связаны с экстремально-антропологическим фоном в обществе.Экстремальную антропологию до сих пор считают специфическим способом изучения негативной стороны человека и его поведения. Стоит обратить внимание, что экстремальная антропология не только имеет негативную сторону, а также и позитивную.Экстремальная антропология исследует определённые формы существования.В качестве таких форм существования выделяются формы, которые приближаются к пределу человеческого и переходящего его.Как правило, бывают случаи, когда встречаются полезные экстремальные формы, учитывая тот факт, что удержание сопряжено с энергетическим взрывом на пределе человеческого. С этим многие авторы не согласны, считая, что разоблачение экстремальноговозвращает территории человеческого человеку.Но несмотря на это сельская жизнь требует от жителей села максимальной концентрации жизненных сил.На наших географических широтах взаимосвязаны человек и аграрная культура, климат и человек,человек и природа, человек и стихийные природные обстоятельства.Таким образом, введение аграрного хозяйства направлено на высокую концентрацию человека. В системе обучения и воспитания учащихся сельской школы такая инновационная методология экстремальной антропологии, очевидно, будет весьма уместна.
Pupils in rural schools constitute a significant and very specific part of the large army of the country's school youth. Of these, the most reliable and combat-ready part of the conscripts of the Russian Army is recruited. The article presents the results of a study of social and psychological problems of students in rural schools in municipal districts of the Republic of Bashkortostan. The study was carried out using the methods of an innovative, in fact, general philosophical, human science discipline - extreme anthropology - and vitalist sociology, as its component. The purpose of the article is an attempt to focus the attention of teachers and educators on the psychological and behavioral problems of pupils in a rural school. The object and subject of this analysis is the totality of the life problems of the village, the extreme anthropology of the rural population, the sociology of rural student youth. The relevance of analyzing and solving the problems of rural youth in this context is determined by the following circumstances: 1) the general crisis of the Russian village and rural school; 2) inefficiency of regional and municipal policy; 3) the growing social and economic differentiation of the regions of the country; 4) reduction of the social infrastructure of rural areas; 5) weak orientation of schools in agrarian regions to local needs in labor resources, in social services for the population; 6) the demoralization of the rural population, its susceptibility to the massive spread of social diseases (alcoholism, drug addiction, indifference, etc.). The materials of the study, mainly data from sociological studies among the youth of rural areas of the North-Western forest-steppe zone of the Republic of Bashkortostan - 17 municipal districts of the Republic, - conducted in 2011-2016, made it possible to clarify the main issues under study. When conducting research, the psycho-physiological and mental characteristics of rural youth were taken into account, namely: mobility, dynamism, efficiency, ability to adapt to a changing situation, health, optimism and learning ability. Particular attention was paid to psychology, behavior, moral stability. Specifically, the characteristics of the psychological problems of students of secondary schools are given on the basis of studies conducted in the same region of the Republic of Bashkortostan in 2019-2021. The psychological problems of pupils and students are closely related to the extreme anthropological background in society. Extreme anthropology is still considered a specific way of studying the negative side of a person and his behavior. But there is also a positive side to extreme anthropology. She tries to explore the forms of existence approaching the limit of the human and passing it - penetrating into the territories of the "demonic", "bestial", "superhuman". Perhaps some of the extreme forms can be useful, since holding on to the human limit is associated with an energy explosion. However, many researchers do not agree with this. They believe that the exposure of everything extreme (including the heroic, sacrificial, highly spiritual, highly moral, etc.) returns the territories of the human person. But nevertheless, life itself in the countryside and the very labor activity of the villagers require from them the maximum concentration of vital forces. Man and agriculture, man and climate, man and natural disasters - all this is connected together in our geographical latitudes, where the management of an agricultural economy requires the highest effort, extreme efforts from a person. In the system of teaching and educating pupils in rural schools, such an innovative methodology of extreme anthropology will obviously be very appropriate.