Проблема исследования. Модели высшего педагогического образования развитых стран мира, цели и задачи различаются с концептуальной точки зрения, что определяется историческими условиями и задачами на перспективу, особенностями национального и культурного образа жизни в каждом государстве [18]. На современном этапе развития человечества все более возрастает значение духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи [19]. В мире уделяется большое внимание эффективной организации научно-исследовательских работ по совершенствованию системы воспитания на интегрально-диагностической основе [4]. Особую актуальность приобретают формирование у студенческой молодежи жизненно важных социальных умений, разработка вспомогательной компьютерной системы и виртуальных образовательных технологий развития духовной культуры студентов [9]. На сегодняшний день существует необходимость совершенствования системы воспитания в высших образовательных учреждениях, укрепления её методического обеспечения [2]. Исходя из вышеуказанного, целью исследования является разработка методических и практических рекомендаций по совершенствованию системы воспитательной работы в высших образовательных учреждениях. Методы исследования. В процессе исследования применены методы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, интерпретации, педагогического наблюдения, беседы, интегральной диагностика, социометрии, педагогического эксперимента, социологического опроса, контент-анализа, интервью, математико-статистические методы. Выводы и рекомендации. При развитии духовно-моральных отношений студентов высших образовательных учреждений наличие конкретной системной педагогической цели, интегративно-диагностический подход, создание необходимыз организационно-педагогических условий, конкретных целей, принципов, критериев, оптимальных технологий совершенствования служит получению ожидаемых идентивных результатов. Получило своё подтверждение идея эффективности в развитии духовно-нравственных отношений студентов при использовании ресурсов педагогической системы, при этом осуществлены:
- систематическое объяснение студентам сути и содержания, значения и роли в педагогической деятельности духовно-нравственных отношений;
- ознакомление студентов с богатым духовно-нравственным наследием мыслителей Средневековья, устным народным творчеством, национальным воспитанием, духовно-нравственными ценностями;
- вооружение субъектов системы духовно-нравственного воспитания методами оздоровления нравственной среды академических групп, высшего образовательного учреждения; внедрение для них курсов "Совершенствование духовно-нравственных отношений в академгруппах", "Передовой опыт духовно-нравственного воспитания", "Духовность студента".
Research problem. Models of higher pedagogical education in the developed countries of the world, goals and objectives differ from a conceptual point of view, which is determined by the historical conditions and tasks for the future, the peculiarities of the national and cultural way of life in each state [18]. At the present stage of human development, the importance of the spiritual and moral education of student youth is increasing [19]. The world pays great attention to the effective organization of research work to improve the education system on an integral diagnostic basis [4]. Of particular relevance is the formation of vital social skills among students, the development of an auxiliary computer system and virtual educational technologies for the development of the spiritual culture of students [9]. Today, there is a need to improve the system of education in higher educational institutions, to strengthen its methodological support [2]. Based on the above, the purpose of the study is to develop methodological and practical recommendations for improving the system of educational work in higher educational institutions. Research methods. In the process of research, methods of analysis, synthesis, comparison, generalization, interpretation, pedagogical observation, conversation, integral diagnostics, sociometry, pedagogical experiment, sociological survey, content analysis, interviews, mathematical and statistical methods were applied. Conclusions and recommendations. With the development of spiritual and moral relations of students of higher educational institutions, the presence of a specific systemic pedagogical goal, an integrative-diagnostic approach, the creation of the necessary organizational and pedagogical conditions, specific goals, principles, criteria, optimal improvement technologies serve to obtain the expected identical results. The idea of effectiveness in the development of spiritual and moral relations of students when using the resources of the pedagogical system was confirmed, while the following were implemented:
- a systematic explanation to students of the essence and content, meaning and role in the pedagogical activity of spiritual and moral relations;
- familiarization of students with the rich spiritual and moral heritage of the thinkers of the Middle Ages, oral folk art, national education, spiritual and moral values;
- equipping the subjects of the system of spiritual and moral education with methods of improving the moral environment of academic groups, higher educational institutions; introduction for them of the courses "Improvement of spiritual and moral relations in academic groups", "Advanced experience in spiritual and moral education", "Student spirituality".