Актуальность владения педагогами современными цифровыми сервисами обусловлена рядом составляющих: они открывают возможности реализации творческого подхода к образовательному процессу, вооружают педагога средствами самовыражения. Поэтому проблема рассмотрения цифровых сервисов требует своего решения. Цель исследования. Несмотря на то, что в трудах Н.А. Моревой, В.В. Кузнецова, В.И. Блинова, Е.Г. Бодровой, В.В. Гришкуна, рассматривается многообразие цифровых сервисов, их классификации, детально проблема применения цифровых сервисов как средств совершенствования профессионально-педагогической деятельности в формате обучающего курса не рассматривалась. Целесообразно изучить основы и практику использования цифровых сервисов как средств совершенствования профессионально-педагогической деятельности на уровне спроектированного обучающего курса "Цифровые средства: условия внедрения и перспективы использования". Решение данной проблемы достигается с помощью задач: спроектировать и обосновать курс по использованию сервисов в образовательном процессе как средств совершенствования профессионально-педагогической деятельности; определить организационно-педагогические условия реализации данного курса; проанализировать на уровне освоения обучающего курса владение цифровыми сервисами как средствами совершенствования образовательного процесса. Методы исследования. Ключевыми понятиями при формировании и реализации курса явились понятия цифровизации и персонализации образования, также системно-структурный, компетентностный, интегративный, деятельностный подходы, определившие критерии выбора сервисов для курса, структуру построения, способы использования в различных сферах профессионально-педагогической деятельности. Методический инструментарий исследования составили моделирование, эксперимент, методы сбора и анализа результатов полученных данных. Базой исследования выступил Арзамасский филиала ННГУ и МБОУ Ш № 10. В эксперименте принял участие 121 человек. В ходе исследования был разработан и апробирован курс объёмом 36 часов по овладению сервисами как средством совершенствования профессионально-педагогической деятельности, выбранными на основе принципов доступности, частоты использования, наличия разных вариантов применения в образовательном процессе. Курс состоит из 4 разделов каждый по 4 подраздела. Результаты проведенного исследования показали, что систематическая деятельность в виде продуманного курса "Цифровые средства: условия внедрения и перспективы использования" способна расширить представление о цифровых сервисах как средствах совершенствования профессионально-педагогической деятельности, о возможностях и перспективах их применения.
The relevance of teachers' possession of modern digital services is due to a number of components: they open up opportunities for the implementation of a creative approach to the educational process, equip the teacher with means of self-expression. Therefore, the problem of considering digital services requires a solution. The purpose of the study. Despite the fact that in the works of N.A. Moreva, V.V. Kuznetsov, V.I. Blinov, E.G. Bodrova, V.V. Grishkuna, the variety of digital services, their classification is considered, the problem of using digital services as a means of improving professional and pedagogical activity in the format of a training course has not been considered in detail. It is advisable to study the basics and practice of using digital services as a means of improving professional and pedagogical activity at the level of the designed training course "Digital tools: conditions for implementation and prospects for use". The solution to this problem is achieved through the following tasks: to design and justify a course on the use of services in the educational process as a means of improving professional and pedagogical activity; to determine the organizational and pedagogical conditions for the implementation of this course; to analyze at the level of mastering the training course the possession of digital services as a means of improving the educational process. Research methods. The key concepts in the formation and implementation of the course were the concepts of digitalization and personalization of education, as well as system-structural, competence-based, integrative, activity-based approaches that determined the criteria for choosing services for the course, the structure of construction, and ways of using them in various fields of professional and pedagogical activity. The methodological tools of the study were modeling, experiment, methods of collecting and analyzing the results of the data obtained. The basis of the study was the Arzamas branch of the UNN and MBOU Sh No. 10. 121 people took part in the experiment. In the course of the study, a 36-hour course on mastering services as a means of improving professional and pedagogical activity was developed and tested, selected on the basis of the principles of accessibility, frequency of use, availability of different application options in the educational process. The course consists of 4 sections, each with 4 subsections. Discussion and Conclusions. The results of the study showed that systematic activity in the form of a well-thought-out course "Digital tools: conditions for implementation and prospects for use" is able to expand the idea of digital services as a means of improving professional and pedagogical activities, about the possibilities and prospects of their application.