В статье рассматривается актуальная проблема педагогической антропологии, касающаяся необходимости исследования рефлексии и эмоционального состояния женщин-педагогов, проживающих нормативные кризисы взрослости. Актуальность исследования подчеркивает значимость субъекта педагогической системы, имеющего свои человеческие особенности, осуществляющего свой жизненный путь, что отражается на межличностном взаимодействии и на целеполагающих процессах воспитания и обучения. Целью исследования является содержательный субъектный анализ проживания возрастных кризисов, отражающихся на межличностном взаимодействии в педагогическом процессе. Диагностический инструментарий представлен методикой А.В. Карпова и Е.Н. Осина, опросником Л.В. Куликова, кластерным анализом, критерием равенства дисперсий Ливиня, рефлексивно-системным и различительным качественным анализом. Объектами исследования являются 50 женщин-педагогов высшей школы, из них 25% в возрасте от 30 до 35 лет, 75% в возрасте от 36 до 55 лет. В результате исследования были выявлены три основных кластера, содержательно характеризующие рефлексивные способности и эмоциональное состояние женщин-педагогов, обнаружены тенденции к увеличению рефлексивных способностей от первого к третьему кластеру, увеличение адаптивного совладания с кризисом, увеличение тревожности. Выявлена возрастная тенденция снижения самоотношения. Практическая значимость исследования заключается в обосновании необходимости психологического сопровождения женщин-педагогов, относящихся к первому кластеру с ярко выраженной невротизацией, утомлением, отсутствием конструктивных стратегий выхода из возрастного кризиса, посредствам развития рефлексивных способностей.
The article deals with the actual problem of pedagogical anthropology, concerning the need to study the reflection and emotional state of female teachers living through the normative crises of adulthood. The relevance of the study emphasizes the importance of the subject of the pedagogical system, which has its own human characteristics, carries out its life path, which is reflected in interpersonal interaction and in the goal-setting processes of education and training. The purpose of the study is a meaningful subjective analysis of the experience of age-related crises that affect interpersonal interaction in the pedagogical process. Diagnostic tools are represented by the method of A.V. Karpov and E.N. Osin, L.V. Kulikov's questionnaire, cluster analysis, the criterion of equality of Livin's variances, reflexive-systemic and distinctive qualitative analysis. The objects of the study are 50 female teachers of higher education, of which 25% are aged 30 to 35 years, 75% are aged 36 to 55 years. As a result of the study, three main clusters were identified that meaningfully characterize the reflexive abilities and emotional state of female teachers, trends were found to increase reflexive abilities from the first to the third cluster, an increase in adaptive coping with a crisis, and an increase in anxiety. The age tendency of self-attitude decrease is revealed. The practical significance of the study lies in substantiating the need for psychological support for female teachers belonging to the first cluster with pronounced neuroticism, fatigue, lack of constructive strategies for overcoming the age crisis, through the development of reflexive abilities.