Аннотации:
Актуальность данной проблемы определятся существованием предположения о том, что в процессе выполнения детьми дошкольного возраста различных физических упражнений могут развиваться их
когнитивные способности, такие как память, мышление, внимание, ощущение, восприятие и представление.
Когнитивная регуляция понимается как определенный
процесс, который позволяет сохранять контроль над
собственными чувствами, действиями в совершенно
новых ситуациях. В условиях современного мира все
больше возрастает актуальность физического развития
в формировании когнитивной регуляции и саморегуляции. Это связано с тем, что современные дети развиваются в условиях цифровизации и все больше отдают
предпочтение компьютерам и гаджетам, тем самым
снижается развитие психических и физических процессов. Без развития когнитивной регуляции и способностей можно заметить, что у детей снижается уровень
концентрации, они все чаще отвлекаются, снижается
уровень работоспособности памяти и мышления, чем
обусловлено задержкой в понимании различных заданий или условий и правил игр в коллективе детского
сада. Цель исследовательской работы заключается
в том, чтобы показать, что различные физические
упражнения определяют положительную динамику
общего состояния и развития ребенка, снижение беспокойства, улучшение настроения и совершенствование
когнитивных процессов. Всего в экспериментальной работе задействовано 194 ребенка 5-6 лет из
шести дошкольных образовательных организаций г. Казани. Для оценки связи между когнитивными компонентами и физическим развитием дошкольников использовали диагностический инструментарий: прогрессивные матрицы Равена; диагностика физического развития дошкольников,
комплекс из 4 тестов: 1) задание на длину прыжка; 2) проверка навыков бросания мяча обеими руками; 3) задание на оценку гибкости; 4) бег со сменой направлений; субтесты нейропсихологического диагностического комплекса NEPSY-II: 1) субтест "Повторение предложений"; 2) субтест
"Статуя"; 3) методика "Сортировка карт по изменяемому признаку". В данном экспериментальном
исследовании был проведен опрос родителей о посещении детей дополнительных спортивных секций. Результаты исследования позволяют сделать вывод о взаимосвязи между физической деятельностью и регуляторными функциями, которые способствуют не только развитию умения
управлять своим телом, но и отражаются на управлении когнитивными процессами.