Статья посвящена истории развития вокального образования в Казани в первые годы после октябрьской революции. На основе изученных архивных документов, научных исследований и обобщения полученных материалов показан процесс возникновения и развития вокального образования в различных структурах: общедоступных народных музыкальных и общеобразовательных школах, где функционировали бесплатные вокальные классы; в Народных домах, где развивалась деятельность самодеятельных оперных трупп; в частных студиях и в реформированной Восточной консерватории, созданной для образования коренных народов республики. В статье представлен анализ программы класса сольного пения Р.А. Гуммерта для народных школ, музыкальных школ I ступени и Восточной консерватории. Выявлены цели, задачи и содержание обучения сольному пению, названо несколько "новых" имен преподавателей вокала.
The article is devoted to the history of the development of vocal education in Kazan in the first years after the October Revolution. Based on the studied archival documents, scientific research and generalization of the materials obtained, the process of the emergence and development of vocal education in various structures is shown: publicly available folk music and general education schools, where free vocal classes functioned; in the People's Houses, where the activities of amateur opera troupes developed; in private studios and in the reformed Eastern Conservatory, created to educate the indigenous peoples of the republic. The article presents an analysis of the program of the solo singing class of R.A. Gummert for public schools, music schools of the first stage and the Eastern Conservatory. The goals, objectives and content of teaching solo singing are revealed, several "new" names of vocal teachers are named.