Abstract:
Интеллектуальная инициатива рассмотрена как предиктор вовлеченности с теоретическим обоснованием и эмпирическим сопровождением. Теоретически интеллектуальная инициатива является элементом структуры психологического механизма творчества, а экспериментально, на материале рефлексивных эссе аспирантов-физиков, представлена в виде её статичных (результат, опыт) и динамичных (процессы, действия, стремления) характеристик. В основу выделения инициативных характеристик как предикторов вовлеченности аспирантов в научную и педагогическую деятельность легли экспертно выделенные критерии рефлексивной самооценки авторского опросника: креативность, инициативность, целеустремленность, способность ставить собственные цели, написать научную статью, решить интересную научную проблему. К числу статических характеристик отнесены: инициативно выполненные научные публикации в высокорейтинговых журналах и педагогический опыт аспирантов. Динамические характеристики как предикторы реальной вовлечённости в аспирантскую деятельность, представлены готовностью: действовать по самостоятельно избранному плану, осуществлять профессиональную самореализацию, включаться в международную научную коллаборацию, вести исследования междисциплинарного типа, извлекать фундаментальные сведения об устройстве природного мира и внести свой вклад в науку.