Abstract:
В условиях изменений Федерального закона "Об образовании", c приданием вопросам воспитания подрастающего поколения особого значения [13], в связи с нарастающей социально-политической напряженностью в обществе и мире, вопросам социализации подростков с отклоняющимся поведением, как наиболее подверженным различным деструктивным проявлениям, уделяется повышенное внимание. В этих условиях образовательные организации, профессиональное сообщество находятся в поиске эффективных педагогических технологий, форм и методов преодоления отклоняющегося поведения подрастающего поколения. По нашему мнению, одной из таких эффективных технологий коррекции поведения подростков с отклоняющимся поведением является гражданско-патриотическое воспитание [7]. Приоритетами в развитии гражданско-патриотического воспитания обучающихся являются его важные составляющие: гражданско-правовое, духовно-нравственное, военно-патриотическое, социально-патриотическое, культурно-патриотическое, спортивно-патриотическое направления. В свою очередь, реализация гражданско-патриотического воспитания в образовательных организациях требует соответствующей систематизации профессиональной деятельности педагога, направленной на преодоление отклоняющегося поведения подростков, а также готовности педагогов к деятельности по преодолению отклоняющегося поведения подростков средствами гражданско-патриотического воспитания [6]. Целью исследования является обобщение направлений гражданско-патриотического воспитания, а также актуализация педагогической деятельности по преодолению отклоняющегося поведения подростков в образовательных организациях средствами гражданско-патриотического воспитания. В статье приводится опыт работы авторов по повышению квалификации педагогических работников в области гражданско-патриотического воспитания. Методы исследования: теоретические (анализ, конкретизация, синтез, метод аналогий, обобщение), диагностические (анкетирование, тестирование, интервьюирование), эмпирические (метод педагогического наблюдения, обобщение опыта воспитательной работы образовательных организаций, положений нормативно-правовой и методической литературы). Исследование готовности педагогов к деятельности по преодолению отклоняющегося поведения подростков средствами гражданско-патриотического воспитания проводилось среди 107 педагогов, обучающихся в Приволжском межрегиональном центре повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Института психологии и образования Казанского федерального университета. Выводы и рекомендации. Проведенное исследование позволило обобщить и систематизировать приоритетные направления гражданско-патриотического воспитания, выявить уровень готовности педагогических работников к работе по гражданско-патриотическому воспитанию подростков с отклоняющимся поведением, определить направления совершенствования программ повышения квалификации педагогов по работе с подростками с отклоняющимся поведением в образовательных организациях.